Руслан Тарпан: Что мы знаем об одесском бизнесмене
Руслан Тарпан до сих пор является одним из самых известных одесских бизнесменов. Хотя в Одессе он давно официально не появляется и опять официально находится в розыске, плоды дел Тарпана в центре города напоминают о нем. 8NEWS решили вспомнить о жизненном пути этого одессита, с чего он начинал, чем продолжил и чем занимается сейчас.
Руслан Тарпан родился в Одессе в семидесятых, окончил здесь школу и институт народного хозяйства, ныне Одесский национальный экономический университет, или нархоз.
На дворе уже полыхали девяностые, и Руслан Серафимович погрузился в политику и бизнес. Еще при СССР его вроде бы избрали депутатом совета Киевского района Одессы – райсоветы просуществовали после этого еще некоторое время и вскоре были ликвидированы.
В 1993 году Руслан Тарпан занялся строительным бизнесом – работал на руководящих должностях в строительных организациях, а в 1994-м стал депутатом горсовета и занимал этот пост до 2010 года. Согласно информации официального сайта девелоперской компании «Инкор-Групп», Руслан Тарпан – ее основатель.
Само предприятие появилось в далеком 1997 году. Офис его расположен в самом центре Одессы, в одном из циркульных зданий, справа за спиной памятника Дюку.
На сайте предприятия есть большой список реализованных ими проектов. Среди самых известных – реконструкция одесской инфекционки, реставрация Екатерининской площади и восстановление там памятника Основателям Одессы (более известен как памятник Екатерине – ред.), реконструкция Староконки, а также гостиницы «Большая Московская» на Дерибасовской.
Возвращение на постамент российской императрицы Екатерины Второй вызвало в свое время острый политический конфликт. Против выступили украинские националисты. Тарпан тогда был спонсором данного проекта и реконструкции. Несмотря на угрозы со стороны националистов и соответствующего обращения к властям прогрессивной патриотической общественности, памятник был открыт и Екатерина Вторая до сих пор стоит на постаменте в окружении своих сподвижников. Уже после Майдана украинские националисты пытались демонтировать памятник через суд, однако в 2019 году им в этом окончательно отказали.
Кстати говоря, с появлением памятника была связана одна интересная история. Через неделю после его официального открытия на фасаде дома на Екатерининской площади появились украшенные вензелями инициалы РСТ (Руслан Серафимович Тарпан) и ЭИГ (Эдуард Иосифович Гурвиц, тогдашний мэр). Сам бизнесмен сказал, что он тут ни при чем и это инициатива рядовых работников.
В интервью изданию «Думская» Тарпан позже сообщил следующее: «Когда был закончен памятник и отремонтированы фасады, производители работ, реставраторы таким образом поздравили меня. Люди, которые долгое время не могли найти работу по специальности, профессиональные лепщики, получив стабильную высокооплачиваемую работу, решили отблагодарить меня и поставили инициалы по своей инициативе».
Инициалы демонтировали уже после того, как Гурвица на посту мэра Одессы сменил Костусев. Однако их следы можно увидеть на фасаде по сей день.
Еще одним известным зданием, связанным с именем Тарпана, стал Дом Руссова. Построенное в конце 19 века здание спустя сто лет стало местом постоянным пожаров и обиталищем бомжей и неформалов. Инвестором проекта реконструкции стал Тарпан, однако до нее дело не дошло из-за конфликта собственников. Часть помещений в здании выкупил сам бизнесмен, часть принадлежала много лет отказывавшимся выселяться семьям, также там долго работала аптека Гаевского.
В 2015-м Руслан Тарпан зарегистрировал объединение совладельцев многоквартирного дома «Реставратор-21». Оно потребовало от мэрии передать памятник архитектуры ему на баланс, судилось и проиграло в судах трех инстанций. Мэрия в своем ответном иске требовала отменить госрегистрацию объединения, однако суд ей в этом отказал.
В итоге домом никто не занимался, и он понемногу разваливался, а периодически горел. К 2017 году передвигаться внутри здания надо было с большой осторожностью – в полу зияли дыры, а местами он мог просто провалиться. В сентябре там произошел очередной пожар. По этому поводу Руслан Тарпан написал на своей страничке в ФБ следующее:
«Компания «Инкор-групп» считает, что сегодняшний пожар в Доме Руссова – это спланированный акт по окончательному уничтожению здания. При этом по сложившейся традиции вся ответственность за содеянное будет возлагаться на генерального директора компании Руслана Тарпана. Уверены, что правоохранительные органы найдут истинных организаторов и исполнителей поджога в Доме Руссова, которые ответят за содеянное по закону».
Стоит отметить, что причиной возгорания в одесской мэрии тогда также назвали поджог. Точнее, занесение огня извне. И напомнили, что Дом Руссова загорелся как раз в тот момент, когда неподалеку с толпой поклонников гулял Михаил Саакашвили и вспоминал это здание.
Это было чистой правдой – грузинско-украинский политик после известий о начале пожара сразу же рванул на Соборку и, стоя у горящего здания, пиарился и раздавал интервью.
Тогда же общественники, бомбардируя мэрию обращениями, добились установки у входа в Дом Руссова поста муниципальной охраны, и это резко снизило количество бомжей и наркоманов внутри. А лазы в здание со стороны Преображенской те же общественники прикрыли битым стеклом.
В итоге мэрия своими силами провела полную реконструкцию (фактически построила новое здание за обновленным фасадом).
Готовый Дом Руссова с большой помпой показали в последние дни декабря 2019 года. Играл оркестр, был даже небольшой фейерверк.
Официально процедура называлась реставрацией. Между ней и реконструкцией есть нюансы даже в законодательстве – реставрация предполагает использование аутентичных материалов и множество связанных с этим экспертиз. Первый этап работ вылился, по официальным данным, примерно в 150 миллионов гривен, исполнителем работ была компания «Укрспецпроект». По их оценке, на момент начала работ объект был на 80-90% аварийным.
Позже работы по восстановлению здания вызвали ряд скандалов и судебных исков.
Так, весной 2021-го выяснилось, что при восстановлении части скульптур на фасаде применили «передовую» технологию – для экономии материала внутрь головы одной из фигур вставили пластиковую бутылку. В итоге половина лица у скульптуры отвалилась.
Летом того же года стало известно, что прокуратура Одесской области направила в суд акт по делу экс-начальницы ранее упоминавшегося «Укрспецпроекта» Елены Сердюк. Ее обвиняли в завышении объемов проведенных работ и, соответственно, хищении денежных средств при реставрации Дома Руссова.
По информации СМИ, на самом деле компания «Укрспецпроект» связана с Русланом Тарпаном и все работы проводили его люди и структуры.
А в 2020 году исполком по инициативе мэра Геннадия Труханова принял решение «О регистрации права коммунальной собственности территориальной громады на общественное здание по адресу: Садовая, 21 (Дом Руссова)». Ряд частных фирм попытались отменить это решение через суд, среди них были «Реставратор-1946» и «Петрекс Плюс». Пока идут судебные тяжбы, Дом Руссова пустует.
В сфере влияния бизнесмена в свое время оказался и Староконный рынок.
На сайте «Инкор-групп» отмечено, что «один из самых старых рынков Одессы получил вторую жизнь в 2004 году, когда «Староконку» реконструировала компания «Инкор-Групп» и официальная часть рынка приобрела новый вид».
Староконка обветшала в 90-х и нуждалась в приведении в порядок. Этим занялась в 2001 году связываемая с Тарпаном фирма «Мрия» – она получила подряд на капитальную реконструкцию. Позже рынок «Староконный» передали этой компании на основании договора аренды. После завершения реконструкции у мэрии не нашлось денег для того чтобы рассчитаться с подрядчиком, и для погашения задолженности за проведенные работы в собственность коммерсантов передали реконструированные строения на территории рынка. Почти одновременно Приморская райадминистрация Одессы выдала разрешение на смену статуса рынка на торговый центр. На сайте «Инкор-Групп» Староконный рынок обозначен как ТЦ «Староконный».
Еще одним крупным проектом стал глубоководный выпуск очищенных сточных вод в Одесский залив. Согласно информации официального сайта компании «Инкор-групп», проект был завершен в 2011 году. Длина трубы – четыре километра, глубина залегания – до 16 метров, пропускная способность – 400 тысяч кубометров воды в сутки.
Отмечается, что «в ходе второго этапа работ по глубоководному выпуску компания «Инкор-групп» осуществила строительство одной из самых крупных в Украине насосных станций. Через систему шлюзов и резервуаров-накопителей насосная станция транспортирует стоки, очищенные станцией биологической очистки «Северная», в море».
Проект уже после его сдачи раскритиковал президент, на тот момент им был Виктор Янукович.
«Почти 600 миллионов «вбухали» в этот проект… Без ума, без головы, и сейчас дополнительные средства нужны для того, чтобы исправить эту ошибку. Мы это сделаем, исправим, но повторения такого больше не будет», – заявил он.
Немногим ранее областная прокуратура начала расследовать дело по факту завладения бюджетными средствами должностными лицами «Инкора» – по статьям 191 и 366. Речь идет о подозрениях в присвоении, растрате имущества и служебном подлоге.
Несмотря на такую критику, уже при следующем президенте, Петре Порошенко, компания «Ремерцентр» отсудила у государства более 143 миллионов гривен. Эта сумма была долгом за строительство выпуска сточных вод от станции биоочистки «Северная». Иск был подан еще в декабре 2014 года и после апелляций удовлетворен уже в 2015-м.
С тех пор и тянулось расследование дела по глубоководному выпуску. За это время суды и прокуратуры успели принять много решений. Имущество Тарпана арестовывали, имущество его бывшей жены отказывались арестовывать. Сотрудников его компаний то решали арестовать, то передумывали – изложение всех судебных решений по этому поводу может занять десяток страниц. В сухом остатке – по делу о глубоководном выпуске Руслан Тарпан остался главным подозреваемым и был обьявлен в розыск.
По состоянию на 6 февраля 2022 года Руслан Серафимович Тарпан находится в базе розыска МВД Украины. Определен он в категорию «Личность, которая скрывается от органов в прокуратуры». Датой его исчезновения указано 9 июня 2017 года, местом – Одесса. Инкриминируются Тарпану следующие статьи УК:
1) статья 191, часть 5. Присвоение или растрата чужого имущества, которое было вверено лицу или находилось в его ведении, совершенные в особо крупных размерах или организованной группой;
2) статья 366, часть 1. Составление, выдача должностным лицом заведомо ложных официальных документов, внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, иная подделка официальных документов. Короче говоря, служебный подлог;
3) статья 358, часть третья. Тут весьма длинная формулировка. Подделка удостоверения или иного официального документа, который выдается или удостоверяется предприятием, учреждением, организацией, гражданином-предпринимателем, нотариусом, государственным регистратором, субъектом государственной регистрации прав, лицом, уполномоченным на выполнение функций государства по регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, государственным исполнителем, частным исполнителем, аудитором или другим лицом, имеющим право выдавать или удостоверять такие документы, и который предоставляет права или освобождает от обязанностей, в целях использования его подделывателем или другим лицом либо сбыт такого документа, а также изготовление поддельных печатей, штампов или бланков предприятий, учреждений или организаций независимо от формы собственности, других официальных печатей, штампов или бланков с той же целью или их сбыт.
Мерой пресечения указано постановление суда о разрешении на задержание с целью привода.
Проверка на сайте Интерпола по состоянию на 6 февраля дает следующее: человека Ruslan Tarpan в базе поиска нет. Поиск велся по украинскому и, на всякий случай, российскому и израильскому гражданству. А также без указания гражданства. Вообще в базе Интерпола отображаются те люди, на которых выписана «красная карточка». Это знак о запросе на розыск и временное задержание того или иного лица с перспективой его экстрадиции. Подается запрос от страны – члена Интерпола на основании действующего национального ордера на арест. Преступление, за совершение которого разыскивается человек, должно являться таковым в большинстве стран мира – помощью этого требования отсекается борьба правящих властей с их политическими оппонентами. В свое время Украина подавала в розыск Юлию Тимошенко, а Россия пыталась добавить в базу Интерпола Игоря Коломойского – Москве в этом отказали.
Кроме того, наказание за указанное преступление должно составлять не менее двух лет. Судя по всему, минимум одному из указанных требований Руслан Серафимович не соответсвует.
В ноябре 2021 года Национальное антикоррупционное бюро Украины в ответ за запрос информационного агентства УНН сообщило следующее: «Национальное бюро принимает предусмотренные Уголовным процессуальным кодексом Украины меры для публикации в информационной системе международной организации уголовной полиции Интерпол красного оповещения в отношении подозреваемого (Тарпана, – ред.)», – заявляет пресс-служба НАБУ.
Однако очевидно, что усилия НАБУ до сих пор не увенчались успехом. По информации агенства УНН, на Тарпана выписана «синяя» карточка. Она предполагает только потребность в установлении местонахождения лица. То есть человека при пересечении границы могут остановить и проверить документы по базе, но не более.
Стоить добавить, что параллельно с историей глубоководного выпуска развивалась и ситуация с гостиницей «Большая Московская». В свое время она была известна на весь тогдашний Советский Союз, правда, под другим названием. В «Золотом теленке» она фигурирует как «Геркулес», именно там работает подпольный миллионер Корейко.
В начале двадцатых в бывшей гостинице располагалось советское учреждение с загадочным названием «Опродкомгуб» и работал в нем сотрудник кассово-операционного стола Илья Файнзильберг – в будущем Илья Ильф. Так что «Геркулес» и его обитателей он писал с натуры.
«Инкор-групп» занялся реконструкцией сильно обветшавшего и фактически заброшенного здания в середине нулевых с намерением снова превратить его в шикарную гостиницу. Примерно в 2012-м наступил перерыв, затем работа продолжилась. Установили и элементы, исчезнувшие в советские годы – гигантские шары и грифонов. Потом снова все заглохло.
А в конце марта 2018 года в здание проникли националисты из партии «Свобода» и ее молодежки «Сокол». Они заявили, что хотят вернуть гостиницу горожанам и сделать ее доступной для всех желающих. По этому случаю радикалы даже организовали пресс-тур в здание. Полиция тогда делала вид, что ничего не происходит.
Компания «Инкор-Групп» в ответ заявила о рейдерском захвате. Происходящее также резко осудил известный бизнесмен Андрей Ставницер.
Позже поползли слухи, что националисты ворвались в гостиницу не сами по себе, а по заказу околомэрских кругов. Тем самым на Руслана Тарпана якобы давили, чтобы он побыстрее расстался со зданием и не сильно заламывал цену за него. Как бы там ни было, 1 апреля националистов в «Большой Московской» уже не было. По словам торговцев, располагающихся со своим нехитрым товаром и кофе около здания, радикалы тихо покинули его рано утром. С тех пор гостиница по-прежнему пустует.
Ко всему этому стоит добавить, что Тарпан также известен как меценат. Как рассказал 8NEWS историк Александр Пригарин, Руслан Серафимович, в частности, финансировал выход многих книг, посвященных истории Одессы, среди них – «Первые кладбища Одессы» Олега Губаря и Михаила Пойзнера, «История градостроительства Одессы» Олега Губаря и многие другие. Также Тарпан помогал в покупке экспонатов для выставок, посвященных истории нашего города. Александр Пригарин добавил также, что именно по инициативе бизнесмена начато изучение уникальных заграничных коллекций источников по истории Одессы и одесситов.
Редакция 8NEWS решила связаться с Русланом Тарпаном и задать ему ряд вопросов. Пресс-служба бизнесмена пообещала предоставить ответы, однако мы их пока не получили.
Комментариев 0