4 июля в 15:00 в Одесском музее западного и восточного искусства откроется выставка «Куклы. Познание мира». Это – проект художницы IraVish, он состоит из двух частей – живописи и инсталляции. Обе части исследуют вопрос значения кукол в жизни ребенка, их влияния на формирование сознания.
В живописной части проекта IraVish утверждает: девочки, проигрывая с куклами личностные, социальные, общественные роли, познают мир во всем его многообразии. Но эти игры небезопасны: посредством кукол происходит манипуляция сознанием ребенка, формируется клишированный тип восприятия реальности, воспитывается привязка к «витринным» потребностям.
«Работая над проектом, я пришла к заключению, которое может показаться абсурдным: куклы становятся альтер-эго своих хозяек, безвозвратно превращая их –девочек – в подобных себе. И это проявляется на протяжение всей жизни – во внешности, в поведении, в манере одеваться.
И еще одно наблюдение: непонятно каким образом, но куклы предвещают новые женские образы (именно так, а не наоборот!). Я обратила на это внимание, когда на постсоветском пространстве появились первые Барби, а вслед за ними – неизвестно откуда – тоненькие, с идеальной фигурой – таких раньше не было! – девушки», – делится своими наблюдениями и открытиями художница.
Для проекта IraVish написано порядка двадцати портретов обнаженных кукол, наделенных яркими характерами и эмоциями. В экспозиции они перемежаются с несколькими портретами обнаженных женщин, используя которые художница как бы намекает на расхожую, ставшую банальной фразу, о том, что все мы в чьих-то руках куклы.
«Почему герои моих картин обнаженные? Потому что одежда прячет суть вещей. Не случайно же существует выражение «голая правда, – поясняет IraVish, – Исключение в серии составляют только две одетые куклы, символы «витринных» потребностей – манекены».
Работы серии экспонируются так, чтобы зритель мог проследить трансформацию внешности кукол. Экспозицию заверщают два «адских» портрета. С их помощью художница как бы предупреждает, к чему в недалеком будущем могут привести результаты генетических манипуляций, синтеза машины и человека.
Живописная часть проекта дополнена экземплярами коллекции настоящих, тоже обнаженных кукол. Их представили Сергей&Елена Филипповы («КулЬтура»), а также Сергей Конякин.
В части инталляции «Больше, чем куклы» собраны воспоминания взрослых девочек, особые истории и арт-видео. Режиссер арт-видео – художница Елена Зублевич. В инсталляции как символ путешествия по жизни используются чемоданы, а как символ пройденного пути – отслужившая свой век обувь.
Под руководством доктора философских наук, профессора Инны Голубович в рамках проекта группа студентов Одесского национального университета им.И.И.Мечникова готовит исследовательскую работу по теме «Культура детства».
Куратор проекта – Игорь Пороник. Дизайнер проекта – Лена Мазуркевич. Во время работы над проектом IraVish вдохновлялась творчеством художницы Инны Хасилевой. Художница будет лично проводить экскурсии по выставке.
Комментариев 0