Символы процветания и благополучия на фасадах одесских зданий
Символика одесских фасадов заслуживает не одного материала, а целой серии. Мы уже знакомили вас с символами торговли, которые довольно часто встречаются в Одессе. Также в архитектуре старого города немало античных символов. На этот раз мы посмотрим, какие символы процветания и благополучия притаились на фасадах одесских зданий.
Символы процветания на домах в исторической части Одессы изучал для читателей Украинской Службы Информации журналист и краевед Станислав Кинка.
Солярные символы
Какие символы мы отнесем к категории процветания и благополучия? Конечно солярные символы! Солнце во всех культурах символизировало жизнь и свет. В архитектуре символы солнца могли быть воплощены в виде круга.
С древних времен круг был планировочным решением для общественных и религиозных сооружений.
Магическими свойствами солнца наделялись и различные животные и птицы. Проводниками солнечного света могли выступать животные — конь, олень, лев, — или птицы — орел, сокол, петух, ястреб или павлин. С солнечной энергией ассоциировали жука-скарабея, божью коровку; часто и мифических существ — грифонов и фениксов.
На одесских фасадах довольно часто можно встретить такие символы, как подсолнухи, пальметты, а также стилизованное изображение солнечного диска.
Последний символ часто встречается на решетках, окнах и воротах, иногда он завершает многоуровневые эркеры, сглаживая углы и выполняя защитную функцию.
Среди животных можно выделить павлина. Эта птица изображена, например, на фасаде здания по ул. Екатерининской, 2. Согласно древнегреческим представлениям, павлин был священной птицей богини Геры. А вот саму богиню можно увидеть на фасадах значительно чаще павлина.
На фасаде Одесского художественного музея можно увидеть дуалистический символ, который отображает два начала: солнечное (орел) и лунное (змея).
Постоянная борьба добра и зла, солнечного и лунного начал встречается на фасадах зданий не так часто, но отдельные части в виде орнамента найти все-таки можно. Обратите внимание, что часто жилые дом декорированы сочетаниями мотива меандра (бегущая волна, которая выступает символом луны) и солнечных символов.
Эти символы интерпретируются как покровительство стихий солнца и воды, которые, со своей стороны, влияли не только на качество жизни человека, но и на урожай. И тут надо вспомнить, что жизнь Одессы до конца XIX в. была осложнена недостатком воды, а основу экспорта до второй половины XIX в. составляло зерно. Таким образом, эти символы отражали как действительность, так и надежду на заступничество (обилие воды, хороший урожай).
Символы плодородия
Возникновение цветущего города у моря не могло не получить отражения в символике зданий. В древней Греции и древнем Риме за каждое дело отвечали свои боги и богини.
Довольно часто женские маскароны соотносят с богиней Флорой, которая несла весну, юность и обновление. Среди множества подобных изображений стоит отметить одно на улице Малая Арнаутская, 76. Здесь маскарон выполнен с характерным этническим головным убором.
Сложно представить себе благополучие и процветание, особенно в таком «хлебном» регионе, без покровительства богини Цереры (Деметры). Она отвечала за рост и созревание злаков, защищала молодые побеги от непогоды.
Главными атрибутами богини были букет пшеницы с маками, рог изобилия с цветами и фруктами, серп, а также иные орудия, которые применялись в ходе возделывания земли. Цереру можно увидеть во многих местах: в декоре Пассажа, в одном из горельефов памятника дюку де Ришелье, в числе скульптур, украшающих старую биржу (здание Одесского городского совета и исполнительного комитета на Думской площади). Это канонические изображения Цереры, а вот на фасаде дома Василия Навроцкого можно видеть необычную богиню плодородия – с факелом в руке. Это символизирует момент, когда она спустилась в подземное царство, чтобы найти свою дочь Прозерпину (Персефону).
А теперь пройдемся по центру Одессы и посмотрим, какие орудия сельскохозяйственного труда можно увидеть на фасадах зданий.
Один из основных символов — это серп, который в древности принадлежал Сатурну по праву бога земледелия. В эпоху модерна на фасадах начинают изображать уже не только богов, но и вполне смертных людей, мужчин и женщин, которые выполняют сельскохозяйственные работы.
В более позднее время – после революции 1917 года – серп стал одним из знаковых символов советского государства, но его появление на фасадах одесских зданий датируется более ранним периодом: в частности, его можно увидеть в композиции декора Пассажа и Новой биржи (Филармонии).
Нельзя обойтись и без изображения пшеницы. Традиционно она олицетворяла изобилие, хороший урожай и даже победу жизни над смертью. Символ пшеницы в виде срезанного снопа довольно часто сопровождает Цереру. Но его можно встретить и отдельно. Опять-таки, весьма часто он появлялся и в советское время.
Солнечная Одесса не смогла обойтись без изображения винограда. Покровителем виноградарства был Вакх, он же Бахус. Плоды винограда выступали в виде символа возрождения, жизни, плодородия. С виноградарством связано производство и потребление вина. «Винные» мотивы присутствуют на фасадах домов в самом начале ул. Екатерининской. Французский бульвар также добавит в копилку «виноградных» символов. Там располагалось несколько винных производств, складов, поэтому увидеть на воротах или в декоре виноградные грозди не сложно.
Мы уже упоминали о роге изобилия. Теперь раскрываем карты. Этот символ процветания можно увидеть на фасадах Одесского художественного музея, жилых домов центра и Молдаванки, в руках богини плодородия на Приморском бульваре.
Цветы и гирлянды. Каждый цветок и в древности, и сейчас несет свою символическую нагрузку. Цветочная гамма на фасадах имеет свои вариации, в зависимости от того, какой архитектурный стиль был довлеющим в то или иное время.
Архитектор Антонина Кадурина следующим образом ранжировала появление цветочного многообразия на фасадах одесских зданий:
Классицизм — стилизованные листья аканфа, пальметты, кимы. Они появлялись на капителях и на фризах. Выступали в качестве символа солнца, играли защитную функцию в том числе.
Ампир — венки из лавра, лотос. Эти растения подчеркивали статус владельца здания.
Эклектика — колосья пшеницы, фрукты, цветы в виде букетов, гирлянд и венков. Это символы изобилия и плодородия.
Модерн — лотосы, лилии, ирисы, хризантемы, кувшинки.
Часто цветочные мотивы и фруктовое разнообразие обрамляли картуши, фамильные гербы. А вот мотива птиц с венками, который напоминает о процветании и достатке, в Одессе крайне мало, разве что вспомним фасадные части домом по ул. Екатерининской, 3, Конной, 11 или ул. Садовой, 7.
Комментариев 1