Директор учебно-научного института Морского флота ОНМУ Александр Шумило рассказал, какое будущее ждет одесских моряков в наше нестабильное время и с какими серьезными проблемами столкнулась морская отрасль в связи с пандемией коронавируса.
— Александр Николаевич, какой набор первокурсников у вас в этом году?
— Мы набрали три группы судоводителей, две группы механиков и две группы электромехаников, которые сегодня очень востребованы. Это 180 курсантов. На второй курс приняли 150 человек в группы судомехаников и судоводителей – ребят, которые пришли к нам учиться после колледжа с перезачетом зачетов и экзаменов. И есть пополнение в магистратуре. В основном набрали одесситов, жителей Одесской области, но также к нам приехали учиться из Винницкой области, Ровенской, Львовской, Ивано-Франковской, Николаевской и Херсонской.
— Есть девушки, которые учатся на судоводителей?
— Да, конечно. Скажу, что даже одна девушка в группе дисциплинирует ребят.
— Из-за пандемии коронавируса Одесский национальный морской университет перешел на дистанционное обучение, внедрив новейшие технологии. Что изменилось с введением дистанционного обучения?
— Мы к этому шли 4 года, нарабатывали методы, готовились, в университете была внедрена система дистанционного обучения Moodle. Благодаря этому адаптацию к карантинным процессам прошли достаточно быстро. Преподаватели записывают лекции на Youtube, студенты слушают лекции онлайн, занятия проводятся в программах ZOOM, Google Meet. Но очень много зависит от самого курсанта, насколько он сам серьезно подходит к своему обучению, совершенствованию. Морская специальность стимулирует к дальнейшему обучению. И те основы, которые они получат здесь, будут играть роль в их дальнейшей карьере. Единственно, проблема остается с лабораторными работами, практической подготовкой на тренажерах. Наша тренажерная база включает современные тренажеры для подготовки судоводителей, судомехаников и электромехаников.
— Что сейчас с практикой на море?
— Из-за проблемы пандемии экипажи моряков не могут смениться 11 и больше месяцев. Хотя в контракте записано 6+1. Но из-за того, что порты и аэропорты закрыты из-за пандемии, нет возможности поменяться. В летний период при смене экипажей, когда открыли порты, у нас просто разбирали кадетов. Смены должны были произойти быстро и у кого были документы, ушли в рейс.
Весь мировой флот терпит убытки из-за пандемии. Особенно пострадал пассажирский флот, который как прогнозируют аналитики, остановлен минимум до апреля 2021 года.
— Пассажирский флот под угрозой?
— На утилизацию больше стало уходить лайнеров. Кризис сказался на бизнесе небольших судоходных компаний. Сейчас на продаже «Дельфин, бывшая «Белоруссия», которую переименовали и переделали в казино. В деловых кругах Одессы возникло предложение купить ее и постепенно возрождать туристический бизнес. Интересно, что на «Дельфине»-«Белоруссии» работал исключительно наш экипаж – механиков Водного. Наши выпускники всегда отличались умением, навыками, профессионализмом, высоким уровнем технической подготовки. Советская система строилась на отборе лучших, 16-17% молодежи шли в вуз. А сейчас уже 76% выпускников школ идут получать высшее образование. Советский вуз работал в другой среде. В институте другой подход в отличие от школы, но студенты за полгода вникали в систему, понимали ее и учились.
Из толкового студента можно сделать толкового офицера. Мы продолжаем традиции подготовки специалистов. Тем более что в нашем вузе творческий подход, студенты всегда занимались проектированием, созданием. И выпускники, которые идут на флот, уже могут решать задачи.
— А получив опыт на флоте, приходят к вам преподавать?
— Когда мы открывали специальность, в приоритете приглашали на работу действующих капитанов и старших механиков. И у нас подобрался сильный энергичный состав преподавателей. Учитывая 90-летний опыт подготовки судомехаников в «Водном», это категория наших выпускников самая многочисленная. Судовой механик – это главный инженер «города». Поэтому так важен высококомплексный подход к образованию. Если в Политехе есть теплоэнергетики, электромеханики, дизелисты, ремонтники, то судомеханик это все в себя включает. Это человек, который отвечает за живучесть судна, его комфорт и безопасность.
А вот судоводители – представители самой молодой фракции наших выпускников, но в тоже время самой динамичной, учитывая спрос, навигаторов.
— Европейские компании с удовольствием берут украинских моряков…
— Наши выпускники, старшие офицеры работают в европейских компаниях, где высокая степень доверия между работодателем и моряком. К нам обращаются по поводу трудоустройства наших студентов. Это естественно. Мы представляем лучших выпускников. А у студентов, в свою очередь, есть конкуренция. Если ты занимаешься собой, вкладываешь в себя, то становишься профессионалом, это хорошая путевка в жизнь. Многие, будучи третьими механиками, уже в 25 лет имеют свое жилье и создают семьи. У них хорошие зарплаты и перспективы роста.
— Ваш вуз настолько популярен, что к вам едут иностранцы…
— Да, с увеличившимся количеством иностранных студентов пришлось создать отдельный факультет по работе с иностранными студентами. Сейчас на нем учится более 250 человек. На факультете преподают профессионалы: капитаны, которые хорошо владеют английским языком и имеют опыт работы. Преподавание ведется на государственном языке и английском. Английскую программу обучения могут выбрать также ребята из Украины.
— Морские общественные организации призывают к наведению порядка в системе подготовки и сертификации. Что вы думаете о проблемах дипломирования моряков?
— Мы свою учебную задачу выполняем. И заинтересованы, чтобы для наших выпускников были созданы условия для прозрачного трудоустройства. В Украине большой спрос на морские специальности. Моряки привозят валюту в страну. Инвестируют в семьи, в государство. Это один из моментов поддержки нашей экономики. Во всех морских странах моряки в приоритете. У нас другого пути нет. Цель государства как сервиса — помочь своим гражданам. Моряки в свою очередь поддержат государство.
Я надеюсь, что недавно созданный «Укрморречсервис» и Морская администрация сделают свою деятельность прозрачной и подойдут к делу ответственно. В первую очередь нужен дифференцированный подход к студентам и офицерам. Для выпускников морских учебных заведений нужно разумно снизить цены на сертификаты, чтобы они могли получить рабочие документы. Сейчас же студенты вынуждены подрабатывать, чтобы заплатить огромную для них сумму за сертификаты. Справедливый, объективный и честный подход к дипломированию – главная задача Морской администрации Украины.
— Какое будущее ждет украинского моряка?
— Морской транспорт – один из локомотивов мировой экономики, он составляет 85% всех перевозок. Поэтому моряк, работая на судах, способствует развитию мировой экономики. Если остановится флот, остановится торговля. Более 150 тысяч украинских моряков (75 тысяч офицеров) работают на мировом флоте.
Профессия моряка требует мужества и профессионализма. Моряк идет на определенный риск. Особенно сейчас, во время пандемии, ему нужна помощь – моральная и психологическая. Чтобы уйти в рейс, моряк должен придерживаться медицинских правил, пройти тестирование, обследование. Весь экипаж должен быть здоров. Потому что это несение вахты, безопасность мореплавания.
Еще один аспект – сегодня суда все больше оснащаются технологическими новинками. Научно технический прогресс проникает во все отрасли и во флот. Ужесточаются технические условия по экологической безопасности. Моряк должен будет осваивать информационные технологии, чтобы быть востребованным. Разрабатываются суда на автоуправлении. Но, тем не менее, я считаю, что работа для моряков будет всегда. Потому что человеческий фактор остается в приоритете.
Беседовала Инна Ищук
Комментариев 0