Украинская бесшабашность и китайские пытки: в Одесской опере завершился Пятый «Бархатный сезон»
На выходных завершил свою работу фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере», порадовавший отличным современным балетом и классической оперой.
В субботу Национальная опера Украины привезла к нам балетную версию популярной пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами» с музыкой современного украинского композитора Юрия Шевченко (темы из не менее популярного фильма Виктора Иванова с музыкой Вадима Гомоляки тоже присутствуют). Особенно приятно одесскому уху заслышать песенку «Школа Соломона Пляра», под которую в пансионе учат танцевать условно благородных девиц!
Яркое действо, разворачивающееся на фоне цветущих мальв, приводит нас в весенний киевский район Гончары-Кожемяки, который простирается от Андреевской церкви до Подола. Здесь гуляют франты и барышни, спешат по своим делам торговки и подмастерья, а еще неприкаянно бродит то ли призрак, то ли просто состарившийся и не находящий своего места в этом безумном мире папаша Голохвастый (народный артист Украины Алексей Вертинский). Он не танцует, от силы пританцовывает, но тоже повинуется дирижерской палочке народного артиста Украины Владимира Кожухаря. Свирид Петрович Голохвастый (Ярослав Ткачук), сладенький красавчик с кудрями и усиками, порхает беззаботным мотыльком, но банкротство его цирюльни и мистические зайцы с мохнатыми ушами подталкивают к сложному решению… Бутафорская свинья, заколотая явно по случаю свадьбы, так и не понадобится, потому что богатая невеста Проня Прокоповна (заслуженная артистка Украины Татьяна Андреева сама и написала либретто, оставив для себя этот гротескный образ неуклюжей девицы в поисках счастья) прознала о помолвке жениха со своей же двоюродной сестрой Галей, кокеткой с длинной косой (заслуженная артистка Украины Татьяна Лёзова).
Что интересно, в балете, в отличие от фильма, Галя тоже увлекается Свиридом, другой парубок появляется у нее потом, после скандала на несостоявшейся свадьбе Прони…
Порадовала бородатая икона, которой благословляет дочку и предполагаемого зятя Прокоп Свиридович Сирко, отец Прони (Роман Завгородний) – был похожий арт-объект на знаковом проекте девяностых в Одессе. Назывался тот проект «Синдром Кандинского», курировал его Александр Ройтбурд, а к подобию иконы присобачила мохнатую бороду художница Юлия Депешмод. В театральной условности очень даже работает, как и пианино-гроб, в который в финале разочарованный Свирид бросает шляпу, тросточку, да и сам норовит там схорониться… Но нам ли быть в печали? Все заканчивается веселой пляской!
Главный дирижер театра Вячеслав Чернухо-Волич великолепно провел последний фестивальный спектакль, оперу Джакомо Пуччини «Турандот» в постановке немецкого режиссера Кристиана фон Гётца. В спектакль чрезвычайно органично вписались гастролеры из Италии. Партию Турандот исполнила молодая сопрано из Италии Тициана Карузо, победившая на одном из самых престижных в мире вокальных конкурсов в Буссето — городке, в котором прошла юность великого Верди. Тициана не ограничивается только оперным репертуаром; одну из записанных ею песен можно скачать mp3 на звонок своего телефона или компьютер. Статная и красивая Тициана Карузо обладает великолепным сопрано, а еще она не побоялась необходимости выезжать на сцену в огромном платье-троне, находясь на головокружительной высоте положения принцессы Турандот. Маленькая и хрупкая Мина Ямазаки отлично перевоплотилась в служанку Лиу, которая позволяет жителям Пекина подвергать себя пыткам, но до последнего вздоха хранит доверенную ей тайну…
Так бывает – красивая женщина жестокая, самовлюбленная и вдобавок живет прошлым, детской травмой, связанной с историей об убитой захватчиками прабабке. Но что толку рассуждать о делах давно минувших дней и отправлять на плаху сегодняшних претендентов на руку и сердце? Можно же просто отказать и прогнать, но нет… А незаметная внешне девушка-пичужка способна на самопожертвование во имя любви, заведомо зная, что возлюбленный принц Калаф думает только о Турандот. Мина Ямазаки превосходно владеет своим сопрано и трогает сердца публики, как Лиу – жестокие сердца китайцев, раскаявшихся при виде ее трупа. Хор в «Турандот» является важным действующим лицом. Это голос народа, который подвержен манипуляциям. Пекинцев легко запугать, подтолкнуть к жестоким поступкам, а вернуть в нормальное человеческое состояние удается только ценой жизни Лиу.
Партию Калафа исполнил солист ОНАТОБ Олег Злакоман буквально на пределе возможностей. Любой тенор мечтает о таких овациях, которые устроили ему слушатели. Хотя Калафу удается в финале склонить Турандот к браку, эта паучиха облачается в свадебный наряд подозрительно кровавого цвета и, обнимая, словно поглощает жениха. Она еще даст о себе знать, но мужчины так падки на красоту, что не замечают опасности.
Когда в 2010 году при скандальных обстоятельствах состоялась премьера одесской «Турандот», большинство здравых голосов приветствовало современную постановку с использованием масштабных видеопроекций, сложных мизансцен и трюков, это был отход от устаревших, натуралистичных решений. Годы прошли – спектакль отнюдь не устарел, на него не стыдно пригласить зарубежных звезд, что очень приятно. Ждем Шестого «Бархатного сезона» с мечтой о новых впечатлениях!
Автор — Ирэн Адлер, фото Льва Райзмана
Комментариев 0