Одесская Филармония: остатки былой роскоши
Знаменитое здание на Бунина, 15 поражает не только своей красотой, но и плачевным состоянием. Элементы фасада могут в любой момент рухнуть на голову прохожим. К примеру, на самом верху здания со стороны Пушкинской под балкончиком раньше была скульптура парящего орла с распростертыми крыльями. К сегодняшнему дню от гордой птицы практически ничего не осталось.
Однако следует признать, что это не единственное старинное здание, терпящее бедствие: разрушенные и обвалившиеся элементы фасадов стали привычными в архитектурном ансамбле старой Одессы. Говоря о причинах, многие из профессионального экспертного сообщества сетуют на то, что в городе нет профессиональных архитекторов-реставраторов — даже решили открыть на базе ОГАСА кафедру для спасения объектов культурного наследия, чтобы учить студентов тому ремеслу, о чем мы писали ранее.
На самом деле — проблема не в отсутствии квалифицированных кадров. Многие специалисты не чувствуют свою востребованность в Одессе. Работа архитектора-реставратора очень кропотливая. Перед тем, как приступить к проекту, архитектор-реставратор очень много времени отводит на исследование старинных документов, чертежей и фотографий, тщательно изучает само здание. И только после этого переходит к проекту реставрации: воссоздает первоначальный облик здания в чертежах.
А далее команда под его руководством приступает к непосредственной работе с объектом. То есть, эта профессия и сложная, и ответственная. Но, так сложилось, что многие архитекторы-реставраторы не чувствуют свою востребованность в Одессе, поэтому не имея возможности для самореализации, попросту выезжают на работу за рубеж.
Не малое значение в принятии такого решения для многих является низкая оплата труда и ее сезонный характер. «Сегодня ты восстанавливаешь какую-то достопримечательность, работаешь, а через месяц уже сидишь без работы, новых предложений не поступает. И еще — нет достойной оплаты труда реставратора», — отмечают представители архитектурного сообщества. Но, подчеркивают они, это только вершина «айсберга». К примеру, профессия архитектора-реставратора не относится к разряду престижных, более того сопряжена с риском утраты репутации.
«В процессе реставрации памятников архитектуры и просто старинных зданий очень часто необходимо проведение дополнительных работ, которые отсутствуют в техзадании. Нет в техзадании – нет и оплаты за их проведение. Что делать? «Выбить» дополнительное финансирование у заказчика практически невозможно. Не проводить работы? В таком случае уместно сравнение с горе-хирургом, который вскрыл внутреннюю полость живота, осмотрел больной орган и… зашил разрез, а состояние больного человека только ухудшилось.
Это же касается и здания. В результате, исполнитель/подрядчик вынужден экономить на всем, где это только возможно. Поэтому не удивительно, что через непродолжительное время после завершения реставрационных работ на фасадах зданий появляется то «шелушение» штукатурки, то микротрещины и пр., а реставраторы рассчитываются за это своей репутацией», — отмечают специалисты.
Безусловно, подчеркивают они, примеров качественной реставрации в Одессе много: это и здания на Екатерининской площади, и Доходные дома Руссова (на Софиевской,9,11,13, 23), гостиницы «Бристоль» и «Лондонская», здание театра оперы и балета и полуциркульные здание на Приморском бульваре, а работу многих компаний, к примеру, «Александ-Н» Натальи Штербуль, «Инкор-Групп» Руслана Тарпана, «Укрспецпроект» Елены Сердюк оценивается на хорошо и отлично.
В реальности проблем в такой чувствительной сфере, как реставрация памятников архитектуры и старинных зданий, гораздо больше, но в Одессе не принято выносить их в публичную сферу.
Комментариев 0