Юрист о «деле виноделов»: смены целевого назначения не было, а сами земли не являлись особо ценными
Ученый секретарь «Института виноградарства и виноделия им. В.Е. Таирова» и землеустроитель по специальности Юлия Булаева прокомментировала ситуацию с так называемым «делом виноделов».
Опираясь на факты и нормативно-правовую базу, юрист приводит свои доводы, которые говорят о том, что представителей института обвиняют безосновательно в махинациях с земельными участками.
«Землеустроительное образование дает мне возможность рассмотреть ситуацию не как обывателю, желающему что-то высказать, а как специалисту. Фактически передача земельных участков действительно имела место, но проведено все было в полном соответствии с требованиями земельного законодательства», — говорит Булаева.
По данным Булаевой, президиум Украинской аграрной академии наук еще 20.09.2007 года (протокол 14) разрешил на части земель (10,73 га), находящихся в землепользовании института, создать садовое товарищество с предоставлением земельных участков сотрудникам института и опытного хозяйства по их же многочисленным заявлениям. Однако Овидиопольская РГА не пожелала разобраться в законности этого вопроса, сославшись на необходимое решение Кабинета министров Украины. В ответе Госкомзема на письмо Академии и в письме-разъяснении Академии к Овидиопольской РГА в 2009 году обозначалось, что это не является компетенцией Кабмина в связи с тем, что не меняется целевое назначение земель — сельскохозяйственное, а сами земли не являются особо ценными.
Поясняет юрист также ситуацию с участком общей площадью 86,92 га, который до 1997 года был в составе земель ГП «ОХ «Таировское», а с 1997 года решением Украинской академии аграрных наук и местных властей был передан в институт для научно-исследовательских целей.
«Вышеупомянутую площадь 86,92 га в 2010 году по решению Академии обратно передали в ГП «ОХ «Таировское» (такая практика существует в Академии). Следует отметить, что это был добровольный отказ института (в пределах одного ведомства УААН) от указанных земельных участков по причине окончания научных исследований и нецелесообразности дальнейшего использования этих земель в научных целях. При этом целевое назначение не изменилось – земли как были, так и остались землями сельхозназначения, — отмечает ученый секретарь. – А в 2010 году ГП «ОХ «Таировское», руководствуясь постановлением президиума академии, обратилось в Овидиопольскую РГА с письмом о добровольном отказе от землепользования 10,73 га, и этот участок был отнесен к землям запаса, после чего той же райадминис был передан в собственность гражданам для ведения садоводства. РГА дала разрешение на разработку проекта землеустройства для ведения садоводства и потом утвердила проект отвода гражданам согласно ст. 116 и ст. 123 ЗК Украины. Следует отметить, что земли на площади 10,73 га не относились к категории особо ценных земель в 2007 г. До 2002 г. земельный участок (10,73 га) был «опытным полем» института (согласно ст.150 ЗК Украины и документам института) и в 2007 г. в момент добровольного отказа института он стал уже пашней. При добровольном отказе от права постоянного пользования земельным участком проект отвода не требуется (ст. 141 и ст. 142 ЗК Украины). Кабинет Министров Украины изымает только особо ценные земли для несельскохозяйственных потребностей».
По существующим обвинениям в адрес руководства института юрист объясняет следующее: выделение земельных участков сотрудникам для садоводства сопровождалось необходимыми документами — решением УААН, заключением Института землеустройства о том, что земли на указанной площади 10,73 га не являются особо ценными (в силу эродированности – «смытые почвы» (ст.150 ЗК Украины), разъяснением службы Госземинспекции о возможности решения вопроса районной государственной администрацией (ст. 141 ЗК Украины), к компетенции которой относятся земли государственной собственности сельскохозяйственного назначения.
«Что касается претензий о передаче земли от института к опытному хозяйству, то разработка проектов землеустройства по отводу земельных участков не требовалась, так как не были изменены границы земельных участков ни в момент передачи участка от института в ГП «ОХ «Таировское» в 2010 г., ни позже в момент его передачи райгосадминистрации (ст. 123 ЗК Украины, ст. 50 Закона Украины «О землеустройстве»), — добавляет Булаева. -Также сомнительна «дистанционная» оценка участка и причиненного ущерба. Не было представителей организаций, делающих экспертизу, которые могли бы объективно, с выездом на место оценить пригодность земельного участка под научно-исследовательскую деятельность в области виноградарства. В итоге, как видно, смены целевого назначения земли не было, земли остались землями сельскохозяйственного назначения, земли на площади 10,73 га не являлись особо ценными».
Напомним, 4 февраля руководство Национального научного центра «Институт виноградарства и виноделия имени В.Е. Таирова» заподозрили в злоупотреблении служебным положением, что якобы причинило государству убытки на сумму свыше 20 млн грн.
На чьей стороне правда, будет решать суд, который и прояснит законность получения земельных участков, для ведения коллективного садоводства, сотрудникам научного учреждения аграрной академии.
Комментариев 0