Музыка из ларца: Одесский музей звука представляет играющие шкатулки, куклу и бутылку
Целый месяц Музей звука (Дворянская, 25) проводит выставку музыкальных шкатулок из своего собрания — для посетителей заводят или просто открывают все эти наполняющие пространство хрустальным звоном диковинки.
Первые попытки создать звучащие игрушки относятся к Древней Греции, но окончательным успехом затея увенчалась, конечно же, во Франции. Когда–то изобретение звукозаписывающих устройств вроде фонографа, казалось, поставило крест на механической забаве для барышень. Но нет! Именно старый добрый механизм с его мистически отстранённым звучанием способен украсить жизнь современного человека приятным ретро–кунстштюком. На выставке есть сувенирная коробочка конфет — сладости съели, а она по–прежнему исполняет рождественский гимн.
«Попытки создания аппаратов, воспроизводящих звуки, предпринимались ещё в Древней Греции в IV-II веках до нашей эры, — рассказывает известный журналист Александр Галяс. — Там существовали театры самодвижущихся фигурок, движения некоторых из них сопровождались механически извлекаемыми звуками, складывающимися в мелодии. По сути, история музыкальных шкатулок — это короткие всплески активности, чередующиеся с годами абсолютного застоя. Механизм шкатулки появился, усовершенствовался и окончательно сформировался всего за 16 лет. Именно столько времени отделяет первый образец, изготовленный в 1780 году часовщиком Пьером Жаке–Дро, от изделия1796 года женевского механика Антуана Фавра с цилиндром и гребёнкой. Первый период популярности музыкальных шкатулок продлился чуть больше сотни лет — ровно до 1877 года, когда Томас Эдисон изобрёл фонограф, практически убивший идею механической музыки. После этого о «музыке из ларца надолго забыли. А заново открыли музыкальную шкатулку как диковинку американские военные, оказавшиеся во время Второй мировой войны в Европе. Они же завезли шкатулки в Японию, и там начался невиданный бум. Продлился он недолго, десять лет, и снова наступило затишье, вплоть до начала ХХI века. Роскошными музыкальными шкатулками заинтересовались клиенты часовых компаний, расширяющие свои коллекции сувенирных механических игрушек».
Изящно перебирает ножками под красивую вальсовую мелодию балеринка внутри бутылки — тут был французский ликёр с золотыми крупинками. Деревянный человечек прислушивается к мелодии, которая звучит у него из–под ног. Тряпичный клоун издает мелодию и вращает при этом головой — авторская работа французского мастера, между прочим. По–своему музыкальны миниатюрный «Титаник», деревянный домик из Китая и рояльчик с ещё одной балеринкой, кроме того, в экспозиции имеются детские органчики, которые очень просто заставить звучать, стоит только покрутить ручку.
Конечно, все посетители обращают внимание на раритет — немецкий 150-летний «Полифон». Его стоимость на аукционе могла бы превысить 300 долларов, считает основатель Музея звука Василий Пинчук. Увы, звуков «Полифон» не издает, хотя попал в музей в рабочем состоянии. Оказывается, бывший сотрудник музея, желая развлечь свою девушку, неудачно крутанул завод и сломал зубчик одной из шестерёнок. С этой шестерёнкой музейщики обежали уже весь город, но никто не берётся чинить. Но надежда умирает последней!
Само собой, на выставке ничего нельзя трогать руками и тем более заводить самостоятельно, для этого есть сотрудники музея. Увы, среди экспонатов нет ни одной шарманки, которая тоже является музыкальной шкатулкой, только большой. Но это в наши дни такая редкость…
Ирэн Адлер
Комментариев 0