Багира на шесте, схватка под мантией и животный магнетизм: в Одесском ТЮЗе появился второй по счету «Маугли»
«Мы с тобой – одной крови, ты и я!..». Так научился говорить в джунглях юный Маугли (буквально – «лягушонок»), чтобы вырасти в волчьей стае и стать в итоге ее вожаком. История индийского мальчика, написанная английским писателем Редьярдом Киплингом в 1895 году и пересказанная неоднократно на экране и на сцене, оживает в спектакле одесского Театра юного зрителя имени Юрия Олеши как захватывающий зрелищный ритуал взросления. В ТЮЗе уже был один «Маугли» по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга — спектакль поставил в 1996 году Владимир Наумцев. Новое поколение требует новых прочтений, и театр пригласил Юрия Чайку, главного режиссера Театра кукол.
Постановка оказалась интересна детям и взрослым, не в последнюю очередь благодаря «кукольным» приемам – например, мощный тигр Шер-Хан (Александр Чорба) опирается на посох с навершием в виде лапы, этим же посохом он сделает подножку вожаку волчьей стаи Акеле (Виктор Раду), дабы тот промахнулся, не поймал оленя.
Бандерлоги, трепеща перед магнетическим взором питона Каа (величественен в этой роли Валентин Сальников, он словно тянет за невидимые нити всех, кто пребывает в опасной близости к нему), надевают на каждую руку по маске, так что их количество визуально утраивается. Появление Коршуна, которому «сверху видно все» — кукольный театр в чистом виде, птица «парит» у колосников. Грозное нашествие Рыжих собак и схватка обитателей джунглей с ними происходит под оранжевой мантией с прорезями для голов – почти та же ширма, только мягкая. А как ловко Белая Кобра (Елена Юзвак) управляется с огромным хвостом и широким капюшоном! Важная деталь: перед боем все персонажи опускают маски-забрала, в спокойной обстановке поднимают их, а в финале снимут совсем.
Также из Театра кукол пригласили на спектакль поработать режиссером по пластике актрису Марину Замчевскую, и не прогадали. Отточенные жесты, звериные повадки, наконец, совершающая «крутку» на шесте пантера Багира (потрясающе гибкая и ловкая Ольга Саяпина). Хитросплетение веревочных лиан, элементы театра теней (экраном служит «полная луна») – заслуга художника-постановщика Светланы Родославы. Во время «водного перемирия» иллюзию водопоя сделали гениально просто: открываются люки, оттуда идет легкий пар, обессиленные звери ползут к краю сцены. А композитор Николай Безуглов признался: режиссером была поставлена задача – весь спектакль звучат барабаны. Минимум текста, максимум актерской пластики, и каждая сцена решалась композитором совместно с Мариной Замчевской. Барабанный бой усиливает животный магнетизм персонажей и задает им бодрый ритм существования на сцене.
Усыновившая Маугли волчица Ракша (Инна Мешкова) так и норовит цапнуть шакала Табаки (Ирина Желяева), который противным тоненьким голоском всех провоцирует. А как точно звучит из уст последнего фраза: «Акела промахнулся! Акела промахнулся!».
Через зал приходит на сцену в начале представления красавец Маугли, (Александр Ильвахин), и в финале уходит тем же путем – он все же из мира людей, и законы джунгли, может быть хорошие и правильные для зверей, не подходят человеку. Собственно, и дикие животные, приняв решение не съесть или просто убить, а выкормить и воспитать человеческого детеныша, повели себя по-людски. Может, мы на нашей планете и впрямь все одной крови?..
Комментариев 0