В прошлом году в рамках документального конкурса ОМКФ вы могли видеть «Dixie Land» Романа Бондарчука, красивое и тёплое углубление в жизнь херсонского детского хора. И уж точно не пропустили его «Украинских шерифов», местами ироничную иллюстрацию нашей способности наводить порядок, не дожидаясь чьей-либо помощи – настоящий документальный хит, выдвинутый от Украины на «Оскар».
Действие «Шерифов» происходит в Херсонской области, игровой дебют Бондарчука «Вулкан» отправляет туда же, становясь окном в отдельный мир, где украинские реалии трансформируются в нечто, граничащее с магическим реализмом.
Главный герой «Вулкана», переводчик миссии ОБСЕ Лукас, теряет своих спутников вместе с машиной, и в процессе поисков всё глубже увязает в незнакомой среде с собственными законами. «Вулкан» был показан на фестивале в Карловых Варах, где собрал немало позитивных откликов, в Одессе же состоится его украинская премьера.
«Когда падают деревья»
режиссер Марыся Никитюк
Ещё один украинский фильм, до Одессы побывавший на фестивале класса А – международная премьера дебютного полного метра Марыси Никитюк состоялась на Берлинале.
Никитюк щедро объединяет в полуторачасовой картине сразу несколько сюжетных линий, основная из которых – история любви девушки-подростка Ларисы и молодого бандита Шрама.
Если «Вулкан» временами осторожно приближается к магическому реализму, то «Когда падают деревья» смело заходит на его территорию и придаёт жестокой драме обаяния мрачноватой этники. Даже если эклектичная история вас запутает, есть все шансы, что ряд сцен займёт место среди любимых eye candies 2018-го.
«Экстаз»
режиссер Гаспара Ноэ
Новая работа Гаспара Ноэ возглавила не один рейтинг лучших фильмов нынешних Канн – и это при том, что даже не попала в основной конкурс. С Каннами у Ноэ сложились устоявшиеся love-hate relationship: с одной стороны, именно фестиваль на Лазурном берегу открыл радикального режиссёра миру, с другой – его фильмы никогда не получали там (да и где-либо ещё) серьёзных наград, а критики регулярно вонзали в них зубы с энтузиазмом, достойным лучшего применения. Впрочем, не похоже, чтобы Ноэ это особо расстраивало, по крайней мере, снимает он всё вывереннее и изобретательнее, снижая уровень визуального насилия, зато мастерски повышая градус психологического.
Синопсис «Экстаза» обещает историю неудачного наркотического трипа группы танцоров, но в целом это ничего не означает.
С тем же успехом «Вход в пустоту» можно описать как историю смерти и перерождения, но это не даст и половины представления о фильме, правда?
«Донбасс»
режиссер Сергей Лозница
Как и в случае с Ноэ, синопсис не подготовит к фильму, который, вероятно, станет самым травматичным опытом фестиваля. А вот знакомство с фильмографией Сергея Лозницы немного поможет, особенно с игровыми картинами, которые разительно отличаются от стиля отстранённого наблюдения его документальных работ. По словам режиссёра, вышедшие с разницей в семь лет «Счастье моё» и «Кроткая» составляют дилогию о деформации мужского и женского в репрессивном пространстве современной России, а отношение к «русскому миру» и полному набору его атрибутов в целом Лозница артикулирует и в других работах – например, в недавнем «Дне Победы».
Лозница обладает уникальной и часто болезненной для зрителя способностью смотреть на актуальные события с позиций их исторической значимости, а зрители, смотревшие фильм в Каннах, утверждают, что гротескный абсурд финала «Кроткой» перекочевал в «Донбасс» и развился в жуткую целостную атмосферу. Потому приготовьтесь – будет как минимум некомфортно. Но посмотреть «Донбасс» непременно нужно.
«Человек, который убил Дон Кихота»
режиссер Терри Гиллиам
Драма вокруг этого фильма по накалу куда сильнее той, что разворачивается на экране с фирменной ироничной интонацией Терри Гиллиама. Режиссёр пытался снять свою версию «Дон Кихота» множество раз на протяжении 29 лет, а когда всё же завершил работу, из-за конфликта с прежним продюсером проекта лишился прав на собственный фильм.
Без сомнения, это magnum opus бывшего участника группы «Монти Пайтон», автора «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», «Бразилии» и «Страны приливов».
Сюжет разворачивается вокруг режиссёра рекламы, который оказывается вовлечен в фантазии пожилого сапожника, мнящего себя Дон Кихотом, а нового знакомца – Санчо Пансой. Роль режиссёра сыграл Адам Драйвер, а Гиллиам в одном из недавних интервью заявил, что именно благодаря ему всё же удалось сделать этот фильм.
«Три лица»
режиссер Джафар Панахи
В родном Иране Джафар Панахи запретили заниматься кинематографической деятельностью и давать интервью на протяжении двадцати лет. С момента вступления приговора в силу Панахи снял целых четыре фильма, первый из которых назвал «Это не фильм» и отправил в Канны на флешке, спрятанной внутри именинного торта. Недавнее «Такси» завоевало Золотого медведя Берлинале, а «Три лица» получили в Каннах приз за лучший сценарий, разделённый со «Счастливчиком Лазарем» Аличе Рорвахер. Синопсис обещает путешествие иранской актрисы Бегназ Джафари вместе с самим Панахи вглубь Ирана, в которое они пускаются, чтобы помочь девочке, чья консервативная семья не позволяет ей учится актёрскому мастерству.
«2001: Космическая одиссея»
режиссер Стэнли Кубрик
Культовая классика Стенли Кубрика не нуждается в дополнительных рекомендациях. В этом году «Космической одиссее» исполнилось 50 лет, в честь чего Кристофер Нолан представил в Каннах реставрированную версию в формате 4к. Именно её и можно будет посмотреть в Одессе под открытым небом. Рекомендуем не пропустить: как показывает практика, каждый показ классики такого масштаба на большом экране может стать важным личным событием и для поклонников фильма, и для тех, кто будет смотреть его впервые.
Комментариев 0