Проректор ОНМедУ: Хочет Супрун или нет, но в Украине есть Закон – и он на стороне университета
Конфликт Министерства здравоохранения и Одесского национального медицинского университета не утихает. Несмотря на постановление суда, Минздрав настаивает на реорганизации, студенты в ответ требуют отставки и. о. министра Ульяны Супрун и ее заместителя Александра Линчевского. На наши вопросы о студенческом протесте, ситуации в университете, грядущих переменах и деньгах ответил проректор ОНМедУ по научно-педагогической работе, профессор Анатолий Сон.
Давайте начнем с протеста в Киеве. Студенты сами организовались или администрация поспособствовала?
Наши студенты живут в ХХІ веке, учатся на симуляторах и имеют полный доступ к информации. Сегодня не нужно декану, проректору или преподавателю говорить в аудитории о том, что есть какое-то распоряжение. У нас есть студенческое самоуправление, провели собрание, они имеют на это право, и решили в этом участвовать. Администрацию уведомили. Когда мы поняли, что уговоры не работают, и они все равно поедут, выделили несколько преподавателей — для сопровождения и обеспечения безопасности. Это же дети.
Зимняя сессия, всем нужно сдавать экзамены и зачеты...
Я не думаю, что наших студентов кто-то может заставить делать то, чего они не хотят. Это невозможно. Никакого давления на студентов в нашем университете никогда не оказывалось. Вы сами как думаете? Если был бы такой факт, разве ни один из студентов, – а на митинге в Киеве их было более двухсот, – не написал бы об этом в Фейсбуке или где-то еще? Наши студенты хорошо и отлично учатся, их запугать или «купить» невозможно. Супрун думает, что в Украине можно вести себя, как в колонии с аборигенами, но Украина – независимая, демократическая европейская страна. Когда-нибудь это дойдёт даже до малообразованной и.о. министра.
Пресс-секретарь Ярослава Витко опубликовала фрагменты сообщения, где студентов «приглашали» прогуляться по Киеву, оплатили проезд.
Чушь. События в Киеве — абсолютно осознанная реакция студентов на то, что их университет хотят уничтожить рейдеры. Давайте называть вещи своими именами: реорганизация — это продолжение рейдерской атаки, начатой против Одесского медуниверситета еще летом.
По поводу гражданки Витко. Единственное, что связывает ее с университетом, — незаконное назначение. У нас даже по штатному расписанию должности пресс-секретаря нет. Она выдает себя за него, делает заявления от имени университета, распространяет ложную информацию и дискредитирует сотрудников. Есть соответствующие статьи в административном и уголовном кодексах, по которым эта особа может быть привлечена к ответственности. Сейчас она на больничном, но почему-то все время присутствует в студиях, на акциях. Есть заявление на официальном сайте, но я еще раз озвучу всем: Ярослава Витко принята на работу в ОНМедУ незаконно назначенным исполняющим обязанности ректора, она не наш пресс-секретарь. Каждый может зайти на наш сайт, найти штатное расписание и убедиться в том, что в ОНМедУ нет должности пресс-секретаря. Я призываю всех относиться ко всем ее заявлениям, как к заведомо ложным.
Что сейчас происходит в университете?
Студенты учатся, сессия сдана, результаты сессии анализируются. Мы начали подготовку к КРОКам, это самое важное. Работаем в штатном режиме, и это касается всех видов деятельности. Клиники принимают пациентов, оказывают помощь. У нас много пациентов, не только из Одессы и не только из Украины. Ведется научная работа, подготовка к студенческой конференции и другим научным событиям, запланированным на этот год.
А ремонт? Ваши оппоненты указывают на плачевное состояние корпусов.
Сейчас запускаем ряд объектов, которые должны начать работать уже в ближайшее время. Это уникальная молекулярно-генетическая лаборатория, патоморфологическая лаборатория. Ввод в эксплуатацию этих объектов остановили рейдеры, не мы. Приступаем к большому ремонту в терапевтическом корпусе нашей клиники, в так называемом мезонине, это 700 кв метров аудиторий. Как только позволит погода, будут закончены фасадные работы в анатомическом корпусе. Все в штатном режиме. Главное, чтобы нам не мешали рейдеры и Минздрав во главе с Супрун и Линчевским.
Вообще какая-то коммуникация с МЗУ по поводу грядущей реорганизации ведется?
Никто из нас не знает, что творится в их головах. Никто из Минздрава не был в ОНМЕДУ с июля прошлого года, несмотря на обещания и.о. министра ещё пять месяцев назад в интервью под камеры центральных каналов. Никто из Минздрава не встречался с коллективом ОНМедУ, думаю, они хорошо знают настроения в университете и просто боятся услышать дружное «Геть!».
То есть, что будет завтра, вам не известно?
Нет. Известно, что реорганизация, слияние, объединение — все это продолжение летней истории. Тогда не вышло, теперь пробуют так. По закону, Минздрав и любой управляющий орган в высшем образовании — любое профильное министерство — не имеет права назначать и.о. ректора, это выборная должность. Никто в этой стране не может назначить и.о. ректора. Это возможно только в одном случае — при создании нового учреждения. В данном случае пытаются создать новое старое учреждение из сильного независимого Одесского национального медуниверситета и Крымского, которого по факту нет на карте Украины. В 2014 году он был уничтожен оккупантами в Крыму и стал филиалом Крымского федерального университета имени Вернадского. Имена наших великих ученых оккупанты тоже присваивают.
Так или иначе, крымское учреждение существует на бумагах в МЗУ. Вероятно, даже финансируется, эти финансы, возможно, в каком-то направлении уходят. В таком Минздраве, как у нас, возможно все. Если это так, то, естественно, деньги на финансирование рейдерских атак находятся.
В таком случае, что плохого в идее МЗУ упразднить фиктивный вуз?
Крым – это Украина. Это надо понять Минздраву тоже. Эти люди не понимают, что делают. Все это основывается на их низком уровне образования, низкой компетентности в любых вопросах, не только медицины или здравоохранения. Они влезли в геополитику и делают все, чтобы по факту признать Крым российским. Ликвидацией они хотят добить все то немногое, что от Крыма осталось. Раз у них есть лишние деньги, почему бы им не возродить уничтоженный оккупантами университет? Показать всему миру, что Крым – наш, что мы готовы бороться за него.
Активист и советник министра здравоохранения Павел Паламарчук заявил, что в случае реорганизации, иностранные студенты не пострадают и могут не беспокоиться на этот счет.
До тех самых пор, пока существует Одесский национальный медуниверситет. Есть законодательство, которого не знает ни Супрун, ни ее помощники. Абитуриент был направлен из своей страны учиться в ОНМедУ, он должен закончить именно ОНМедУ, а не НОМедУ. Если в Минздраве говорят, что все эти проблемы уже решили с МИДом, с МОНом, они лгут. Это невозможно решить за один день. Как быть тем, кто заканчивает обучение в этом году? Они посягнули на права не только украинцев, но и граждан независимых государств — Индии, Сирии, Ирака, Израиля, Туниса. Из 53 стран мира мы обучаем студентов, и у каждой страны свое законодательство.
Второе. Я не знаком с активистом Паламарчуком лично. Все, что мне известно, известно из СМИ. Это человек с подмоченной репутацией, имевший отношение к торговле оружием, на него были заведены дела в СБУ, в прокуратуре. Я вообще не понимаю, как такая личность могла попасть в комиссию Минздрава, по каким критериям туда отбирают кандидатов от активистов?
О какой комиссии вы говорите?
Мне известно, что он был членом комиссии по проверке нашего университета. И он был в ней не единственной подозрительной личностью. Так называемыми активистами были известные в Одессе титушки: Роговский по прозвищу Бармалей, Костин по прозвищу Ара. По моему субъективному мнению, мягко говоря, странно, когда от имени Минздрава действуют люди, как говорится, с кличками.
Все они работают за деньги, демонстрируют силу, оказывают психологическое воздействие. Представьте, несколько десятков физически развитых молодых людей в камуфляже, в черной униформе под ректоратом, на территории вуза, на заседаниях Ученого совета и собраниях коллектива. Это давление.
Так или иначе, но активисты публично обвиняют администрацию вуза в нерациональном расходовании бюджетных денег, в том, что вместо ремонта закупали дорогостоящее оборудование.
Еще раз. Согласно закону, мы обязаны согласовывать с Минздравом некоторые действия: назначения, утверждение бюджета и так далее. По закону, вузы в Украине автономные. Основная часть средств, которая есть в нашем университете, это не государственные деньги. Активисты лгут, когда обвиняют нас в том, что вуз якобы «присосался» к бюджету. Львиная доля бюджета нашего университета, — я хочу, чтобы все это понимали, — средства, заработанные нашими сотрудниками. Мы предоставляем образовательные услуги, и они востребованы на рынке. Это большие деньги, которые, как я понимаю, как раз и интересуют рейдеров.
Есть обратная ситуация. Все мы видели е-декларацию ставленницы Минздрава Дубининой. Свою квартиру на Французском бульваре она оценила в 600 тысяч гривен. Скажите кому-нибудь из одесситов, что квартира почти в 200 метров в новострое, в самом элитном районе на берегу моря стоит как не самый дорогой автомобиль. Это смешно. Но это ещё и налоги, которые не поступили в казну при оформлении этой квартиры. А незакрытые уголовные дела по коррупции Дубининой? На кого ставит МЗУ? «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Старая, но актуальная пословица.
Если не в ремонт, то куда девается университетский бюджет?
Ремонт — весомая статья расходов. Не менее весомая — симуляционное обучение. Мне как нейрохирургу с 40-летним стажем странно слышать от активистов упреки в том, что мы обучаем студентов на дорогом симуляционном оборудовании. Это общемировая практика и не только в подготовке врачей. Пилоты обучаются на симуляторах, военные и астронавты тоже только после этого допускаются к настоящей технике. Студенты что, должны учиться на пациентах? В мое время учились на трупах и на животных. Это не только малоприятно и негуманно, это еще и малоэффективно. ХХІ век, мы должны обучать их не только анатомии, но и практическим манипуляциям. На симуляторах практикуются и будущие нейрохирурги. Учатся стереотаксическим, эндоскопическим операциям, проводят клипирование аневризм, устанавливают спирали и стенты в симуляционных сосудах. Да, симуляторы дорогостоящие. Эти деньги не потратили на автомобили премиум-класса, на ремонты в кабинетах ректора или проректоров. Мы гордимся, что наши студенты имеют возможность учиться в таких условиях. Ни в одном другом университете Украины такого нет, а мы уже издали учебник о симуляционном обучении.
Каким вы видите завершение конфликта с Минздравом, что ожидает вуз?
Я абсолютно уверен, что правда восторжествует. Хотят этого в министерстве или нет, но в Украине есть Закон и есть суды, которые его букве следуют. Закон на стороне университета, поэтому уверенность есть. Я хотел бы, чтобы это все понимали. В первую очередь, говорю это для нашего коллектива и студентов.
Комментариев 22