Страна глухих: кого не услышала Украина
Весь исторический опыт подсказывает, что ничего страшного, на самом деле, не происходит. Формирование политической нации всегда проходит болезненно и, чаще всего, с человеческими жертвами. В сущности, мы должны были быть готовы к факту появления «небесной сотни». И, как бы цинично это не звучало, именно он позволяет говорить о появлении нового героического эпоса, объединяющего части страны. Мы хотели жертв во имя независимой нации, народа, общества — мы их получили. Надо ли говорить, что ни одна идея не стоит человеческих жизней? Для меня — не стоит. Для истории — жертвы необходимы. Новый пантеон заменит героев под Крутами, перетянет внимание от ветеранов ВОВ, ослабит противостояние тех, кто дискутирует о статусе воинов УПА. И не потому, что это забудется. Нет. На пороге новая война, а она, как показывает практика, затмевает предыдущие героические истории.
Но на Востоке, Юге и тем более в Крыму активистов евромайдана не считают героями, скажете вы. Впрочем, вы правы. Некоторые даже накидывают на них ярлыки преступников. Тем не менее, это не мешает «небесной сотне» отвлечь внимание от давних и болезненных исторических противоречий. В их честь уже называют улицы, им будут ставить памятники во всех регионах Украины. Потому что они символ большого потрясения нашего общества: кто-то травмирован смертью близкого, кто-то остался жив и упрекает себя за то, что не стал посмертно героем, а кто-то боится, потому что не поддерживает никаких перемен. И все вместе мы — большой, травмированный народ, объединенный страхом войны.
Война за сердца и умы украинцев
Почему России оказалось сравнительно просто взять контроль над Крымским полуостровом? Она сумела реализовать информационную войну четко и без перебоев. Жители Крыма не только не поддерживают события в Киеве, но боятся повтора ситуации на улицах их городов. «Бандеровцы и фашисты», а по-другому они не могут называть активистов майдана, — агрессивно настроены против любого, кто говорит на русском языке и чтит русскую культуру, хотят лишить их права на существование. Крымчане в большинстве своем не знают другой трактовки, им никто не объяснял, не предоставлял альтернативы. И их страхи подтвердились — глупая, поспешная отмена «языкового закона» перечеркнула хоть какую-то возможность что-то изменить в их умах. А вето, подписанное Турчиновым, прошло мимо информационного поля жителей Крыма.
Вакуум в Крыму был занят Россией, Украина информационно не работала с местными жителями, она не объясняла события в столице. Это за нее сделала Российская Федерация. Иногда кажется, что до высадки войск иностранного государства Крым вообще никому не был нужен.
Но и вооруженные военные на улицах тоже не доставляют комфорта, как бы они не заявляли о защите «своих» носителей языка и культуры. Они являются только подтверждением того, что в ближайшее время на полуострове не будет спокойно. Кому в такой ситуации верить? За кем идти и кого поддерживать? Сами ответить они не могут.
Выведение общих ценностей
Сегодня перед украинским обществом первоочередной задачей стоит реформирование системы ценностей. И первым шагом должно стать появление реформаторов с политической волей, способных менять страну. На улицах они есть. Но во властных кабинетах пока меняются только декорации.
Будет ли иначе после выборов? Мне кажется, положительный ответ является слишком оптимистическим прогнозом. Потому что нет и намека на совершение второго шага — формулирования четкого плана действий. Его не было при Ющенко, не созрел он и при «евроинтеграционной политике» Януковича. А стихийно созданный сейчас, на военных баррикадах Юго-Востока страны, он не получится правдоподобным.
Кажется, все переворачивается с ног на голову, и последний по логике шаг может запустить систему перезагрузки: внедрение в обществе ценностей открытости. А это значит, что любой здравомыслящий человек (хоть таких сейчас и мало) должен начать понимать, что если всех на антимайдане называть «титушками», то найдите хотя бы одну причину, чтобы они начали дискуссию с представителями евромайдана. Что если на всех «беркутовцев» навешивать клеймо предателей, то озвучьте хотя бы один повод, чтобы бойцы не уходили на сторону российских военных и крымских коллаборационистов.
Украинцам сейчас необходим диалог. И не стоит даже пытаться доказывать, что у нас такой диалог уже начался, мол, львовяне выступили с акцией солидарности Юга и Востока и разговаривали на русском языке. Нет, это не диалог. Это общение жителей Западной Украины между собой на неродном для них языке. Диалог — это когда мы общими усилиями без языковых предрассудков и преград пытаемся выстроить общую систему ориентиров.
Сейчас, например, даже повод такой есть: формирование новой власти. Никого в стране не устраивает «обновленные» состав правительства: ни в Галиции, ни на Донбассе, ни Херсонщине, в конце концов, ни на мадайне не одобряют те кандидатуры, которые утвердили в парламенте на внеочередных сессиях. Но почему мы продолжаем называть фамилии, раздражая выбором граждан Украины по ту или иную сторону Днепра? Давайте утвердим список требований к кандидатам и от него будем отталкиваться. И придерживаться правил, которые мы выработаем. Чтобы никто, не имеющий на то полномочий, не присутствовал на заседании СНБУ. Как бы она не пострадала от преступного режима Януковича, каким бы, вероятно, хорошим человеком не стала за решеткой Харьковской колонии.
Может дальше у нас получится найти форму примирения, без нее мы не сможем получить шанс к кардинальным изменениям. Идеальных героев не существует — они только в умах. И если не получается объяснять, тогда нужно пытаться принимать, а значит — слышать.
Есть закономерности в происходящих событиях — ничего не случается просто так. И потому я осмеливаюсь сделать выводы, что мы хотели того, что случилось. И теперь, чтобы было не так больно от отмежевывания от России, усиления националистических идей, мы должны научиться говорить на двух языках.
Оксана Бутук
источник: http://www.reporter.com.ua/articles/t7w/
Комментариев 0