П О Р А     Г О В О Р И Т Ь

Без компромиссов

Георгий Матвиив: Любая музыка на бандуре звучит волшебно

+ -
+1

«Мои приемы все бандуристы встретили на «ура»

- Георгий, это правда, что в детстве Вам сказали, что Вы не сможете заниматься музыкой?

- Да, в пять лет родители меня отвели на хор, и там руководитель через месяц занятий заключил, что мне музыкой заниматься не придется, потому что у меня ни слуха, ни голоса нет. «Оставьте эту бесполезную затею,» - сказал он родителям. И меня забрали. Ведь раз специалист говорит, значит, он прав. После этого меня отдали в математический лицей. У меня были склонности к математике. Я еще в пять лет любил в банк играть с родителями, деньги под проценты давать, считать. Сейчас этот лицей называется Николаевский муниципальный коллегиум. Директор лицея и его супруга были большими патриотами, они создали в школе студию «Кобзарська наука», куда отбирали детей из 5-6 классов. Отбор происходил так: открывали журнал, смотрели, у кого лучшие оценки по математике, и записывали таких в кружок. Так я и начал заниматься музыкой. Нас там учили играть, не объясняя, что такое ноты. Все показывали наглядно, рассчитывая на зрительную память.

- Когда и почему Вы решились поменять народный репертуар на джазовый?

- Тут стоит провести параллель с моими музыкальными предпочтениями. В 10 лет это были «Иванушки», в 14 – «Мумий Тролль», а где-то с 16-17 лет один мой друг открыл мне глаза на музыку в стиле джаз, new age. Тут все связано с эволюцией личных музыкальных предпочтений. Вкусы менялись, параллельно улучшалась техническая исполнительская база. Мне нравилась музыка в стиле джаз. Просто так совпало, что человек, играющий на бандуре, полюбил джаз - и стал исполнять и сочинять такую музыку.

- Профессиональные джазовые музыканты говорят, что джазу обязательно надо учиться, потому что очень сложно овладеть этой техникой индивидуально. Можно ли сегодня где-то научиться играть джаз на бандуре?

- Специальной школы или класса нет. Но в этом году я начал преподавать в консерватории. У меня три студентки, это, конечно, совсем немного, но я стараюсь, чтобы их музыкальное развитие было полноценным. В консерватории же учат по министерской программе, это в первую очередь классическая музыка. В случае бандуры - это переложение классики. Вивальди же не мог для бандуры написать, как и Бах. Поэтому я даю студенткам свои произведения, если им интересно. Как правило, им интересно. Мне и в Интернете много вопросов задают, просят прислать ноты со своими произведениями.

- Говорят, что вы - автор 18 приемов игры на бандуре. Расскажите, что это за приемы.

- Это разные виды флажолетов, глиссандо, удары по корпусу инструмента. Поскольку я левша, то мне удалось создать что-то наподобие ритм-секции: ударные и бас. А бандуристы ведь левой рукой басы играют. Для того, чтобы сыграть музыку, которую я пишу, нужно обладать навыками исполнения этих приемов. Поэтому если кто-то интересуется моей музыкой, я охотно их показываю. И не боюсь, что кто-то возьмет себе и присвоит. К тому же, уже вышла моя научная статья, которая будет частью кандидатской, где я эти приемы описываю.

- В любой профессии есть так называемые корифеи, которые обычно подозрительно относятся к новым идеям, особенно если их автор - молод. Скажите, как к вашей игре, к вашим приемам относятся представители классической школы игры на бандуре?

- Очень позитивно относятся. Мои приемы все бандуристы встретили на «ура». Стоит только показать те же разные флажолеты, когда на одной струне исполняется пять разных звуков, это сразу встречается громом оваций. Причем как среди преподавателей, так и среди студентов. Никакой враждебности нет, все за.


Чем лучше импровизация подготовлена, тем интереснее ее слушать

- Играет ли кто-то еще джаз на бандуре?

- Есть какие-то единичные попытки, но в таком виде и в таком масштабе, как у меня, никто не играет. Да и вообще сложно ответить на этот вопрос. Допустим, издали сборник джазовых произведений. Бандурист взял сборник, выучил и сыграл джазовое произведение. Он стал от этого джазовым музыкантом? Наверное, нет. Джаз ведь - это импровизация.

- Когда смотришь на джазового исполнителя из зрительного зала, кажется, что он на наших глазах сочиняет музыку. Но в то же время профессиональные музыканты говорят, что любая импровизация всегда подготовлена. Как это понимать?

- Считается, что чем лучше импровизация подготовлена, тем интереснее ее слушать. Тонкой грани между импровизацией или выученным произведением нет. Допустим, собрались зрители, им объявили, что будет импровизация, они видят, как исполнитель играет. Всем кажется, что музыка рождается у них на глазах, а он, все то, что сыграл, мог выучить с помощью нот, которые записал. Такого музыканта нельзя на чистую воду вывести.

- Можно ли научить импровизации?

- Как вы понимаете, чтобы уметь импровизировать, нужно уметь играть не только по нотам. У меня, например, складывается такое впечатление, что 90% учащихся консерватории играют исключительно по нотам. Шаг влево, шаг вправо от нот - и у них уже сложности возникают. Профессор нашей консерватории – Виктор Власов (он баянист, патриарх баянного искусства) считает, что в музыкальных школах маленьким деткам объяснять нотную грамоту с первых занятий не нужно. Их надо просить, чтобы они по желанию подбирали какую-то мелодию. Таким образом, у них сразу будет развиваться слух, причем в контексте с инструментом, на котором они играют. Они будут представлять свой инструмент не только как аппарат, на котором можно сыграть какие-то ноты, а уметь импровизировать.


Мне было тяжело с группой «Флер», потому что музыкальным инструментам там отводится скромная роль

- Вы играли в группе «Флер», расскажите, как это было.

- Я следил за их творчеством с самого начала, когда еще жил в Николаеве. Слушал их музыку в программе «Атмосфера», которая выходила на «Просто радио». И уже тогда мне их творчество было близко и симпатично. А познакомился я с ними после того, как записал свой первый альбом. Хоть мне и сказали, что материал некоммерческий, но обо мене все же узнали, и где-то через полгода пригласили в группу, где я два года благополучно играл. В составе группы я поучаствовал в записи альбома «Тысяча светлых ангелов». Бандура там занимала далеко не последнее место. В плане сотрудничества мне всегда было очень тяжело с ними. Я привык играть много, а музыка группы «Флер» носит исключительно вокально-песенный характер. Музыкальным инструментам там отводится скромная роль. Мне говорили, чем меньше будет нот, тем лучше. Потом большую часть из того, что было записано в студии, вырезали. Конечно, после было ощущение легкой творческой неудовлетворенности. Приходилось отводить душу на сольных концертах, на концертах со своей группой. Там меня никто не ограничивал. Но все же сотрудничество с группой «Флер» открыло много возможностей.

- Когда вы создали свою группу? Что вы исполняете? Как вас принимает публика?

- Все началось года четыре назад, когда я встретил старого друга, который внезапно занялся музыкой - учился играть на гитаре. Он сразу стал стремиться к профессиональной инструментальной музыке, а не к дворовым аккордам, как это обычно бывает. Мы с ним вдвоем репетировали, играли джазовые стандарты. Затем к нам присоединились барабанщик, кларнетист и контрабасист. Обычно нас очень хорошо встречают. Ведь как бы виртуозно не играли на бандуре, соло - это одно, а когда музыку исполняют пять различных по звучанию инструментов – это, естественно, намного интересней. Также этот состав открыл передо мной, как перед композитором, новые возможности. Я смог развернуться на пять инструментов. В своем коллективе мы на 90% играем музыку, которую я сочинил. Когда создаю партии, то пишу их как академическое произведение – выписываю каждую ноту. Но у каждого солирующего инструмента есть небольшой отрезок импровизации, где каждый музыкант может, как говорят, высказаться.

- Часто ли выступаете с группой?

- Не очень. В основном играем в Одессе: в филармонии, в консерватории, в клубе «Выход». Большой коллектив сложно вывезти в другой город, это транспортные расходы, прежде всего. К тому же, музыканты все профессиональные, они бесплатно не играют.

В Украине нет фабрики, которая бы выпускала бандуры. А купить инструмент у мастера стоит 1,5-2 тысячи долларов

- Вы записали уже три диска. У вас есть спонсор?

- Единственный спонсор, который мне помогает, это директор арт-клуба «Выход» Владимир Подоляк. На 95 % я сам финансирую запись и издание своих альбомов. Правда, все возвращается с лихвой.

- В Интернете есть ваш клип «Wild West Jazz». Как появилась идея его создания?

{youtube}BMxeUR5jhNI{/youtube}

- Идея снять клип возникла довольно спонтанно. Вся работа над клипом дело рук режиссера - Анастасии Урсу. Она нигде не училась снимать, но все же хотела заявить миру о себе как о режиссере. А я выступил там, как композитор и исполнитель. Нужно отметить, что клип получил две престижные награды на международных фестивалях: один в Украине, один – в России, в Москве. Клип транслируется уже на нескольких каналах, в том числе, и на центральном российском канале «Страна». Собственно, на его базе проходил фестиваль, конкурс клипов, главным призом была ротация клипа победителя на канале.

- Расскажите о своем инструменте. У некоторых гитаристов, например, несколько десятков гитар, они все их берут на концерты, выставляют на сцену и каждую песню играют на новом инструменте. А у бандуристов есть такая традиция?

- Нет, такой традиции нет. У меня самый обыкновенный инструмент хорошего качества, его сделал мастер из Чернигова. Бандуристы обычно играют на хорошем мастеровом инструменте, а ученики музыкальных школ или училищ - на фабричном. Обидно, правда, что изготовление инструментов сейчас не на очень хорошем уровне. Слава Богу, есть мастера, которые переделывают фабричные инструменты. Но этих мастеров все меньше и меньше. Черниговская фабрика, которая выпускала инструменты, давным-давно закрылась. Других фабрик нет. Если тебе нужен инструмент, только к мастерам надо обращаться. А это будет стоить полторы - две тысячи долларов.


На бандуре можно играть все: от Мурки до Баха

- Мы привыкли к тому, что джаз - это труба, фортепиано, саксофон, гитара, но не бандура. Скажите, не возникало ли у Вас желания поменять инструмент?

- Нет, желания не было. Я даже не хотел научиться играть еще на каком-то инструменте. Все время, пока я занимался на бандуре, я совершенствовал технические навыки. К тому же, если бы я играл на каком-то другом инструменте, то вряд ли добился такого же успеха, как на бандуре. Ведь она стала академическим инструментом только в 60-е годы ХХ ст. То есть, академическая школа игры на бандуре насчитывает всего 50-60 лет. А скрипичная школа, например, - 400 лет. На других инструментах уже все давно открыто: и в музыкальных направлениях, и в плане приемов. А вот бандура - это целое непаханое поле.

- Что можно играть на бандуре, кроме джаза и народных песен?

- Возможности у этого инструмента самые широкие. Играть можно все: от Мурки до Баха. Также переложение классической музыки, эстрадной. В принципе, любая музыка на бандуре звучит волшебно. Другой вопрос, соответствует ли это нежное звучание характеру музыки.

- Насколько популярна бандура сегодня?

- В последние десять лет можно говорить об очень заметном, стремительном взлете. Популярность бандуры среди широких слоев населения связана с тем, что она засветилась на центральном телевидении. Но там бандуру увидели, как инструмент, на котором можно играть популярную музыку. Людей почему-то это удивляет, и телевизионщики выдают это как что-то экстраординарное. Да любой бандурист может сыграть любое популярное произведение! Или, например, группа «Гайдамаки», где тоже есть бандура: если слушать только их, то о бандуре сложится однобокое впечатление. Хотелось бы, чтобы люди услышали все, на что способна бандура. Ну и, конечно, сегодня бандура популярна среди детей. Это хорошо, потому что время идет, если на смену сегодняшним музыкантам не придут новые исполнители, то продолжения не будет. Но сегодня у нас много молодых, юных бандуристов. Так что пока волноваться не стоит.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0

Последние новости