Крест величайшего переворота…
1918-ый год. 18 февраля. Вечер понедельника. По всей Москве верующие взволнованно обсуждают знамение. Именно так расценили они образованный лучами заходящего солнца крест над храмом Христа Спасителя. В своей книге о судьбах русских монастырей О. Васильева так напишет об этом знамении: "Россия приняла на себя крест величайшего переворота…".
События октября 17-го года, переломившие ход истории России, особенно трагически отразились в судьбах ее монастырей и храмов. Первой последствия большевистского декрета 18-го года испытала на себе Москва. Как свидетельствует О. Васильева, настоятели монастырей в трехдневный срок должны были выполнить указание власти – освободить обители и сдать весь инвентарь.
В художественной литературе распространен прием, когда через судьбу отдельного человека рассказывается история целого народа. Полное представление о грозовом времени, начиная с предоктябрьских дней и до окончания гражданской войны, можно составить, прослеживая все, что происходит с Григорием Мелеховым. Метания России начала века олицетворяет герой Горького – Клим Самгин.
У монастырей, церквей, храмов тоже есть у каждого своя отдельная и в то же время общая со всеми остальными биография. Проследив одну, понимаешь, какие испытания выпали на долю остальных. В этом плане показателен пример одного из древнейших московских монастырей - Николо-Угрешского.
Монастырь, основанный в XIV веке и почти пять веков прослуживший Богу и людям, в начале века двадцатого был преобразован сначала в детскую колонию Народного комиссариата, потом - в трудовую коммуну монахов. Только уцелевшее расписание богослужений Николо-Угрешского монастыря напоминало, что здесь когда-то кипела духовная жизнь. За время советской власти на территории обители чего только не было - коммунальные квартиры, кожно-венерологический диспансер, рынок и даже свинарник.
С 1925 года, когда его окончательно закрыли, монастырь смиренно ждал, когда снова зазвонят его колокола. И это произошло. Через 65 лет, 19 декабря, в среду, состоялась первая Божественная литургия в новой истории монастыря. И с тех пор проводятся в установленные часы литургии и молебны. Приходят молиться, исповедоваться и причащаться прихожане.
После 1987 года церкви возвращены десятки отобранных ранее монастырей и тысячи храмов, началось строительство новых. В июне 1997 года был водружен Крест в том месте, где сегодня стоит храм Иоанна Кронштадского. Чуть более чем через год, в декабре, впервые отслужили Божественную литургию. С тех пор расписание в храме Иоанна Кронштадтского в Жулебино почти не изменилось. Есть у молодого храма и свои святыни – частицы мощей святых и частицы облачения Филумена Святогробского.
Пример восстановленного Николо-Угрешского монастыря и нового храма в Жулебино – свидетельство того, что "крест величайшего переворота" уступил место кресту великого возрождения. И да поможет Бог, чтобы уже навсегда.
Комментариев 0