П О Р А     Г О В О Р И Т Ь

Без компромиссов

Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается

+ -
+1

Выставка под названием «Музыкальная Одесса» открылась в Музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» (Нежинская, 66). В экспозиции выставки использованы материалы из архивов музея, Музея Константина Паустовского, Музея звука, Одесской национальной научной библиотеки, из личных архивов и из собраний коллекционеров.
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается

Музыканты, работавшие в одесских синагогах на заре становления города, зачастую не знали нотной грамоты, передавая секреты исполнения сакральных произведений из уст в уста. Требование знания нотной грамоты стал выдвигать уже известный кантор Пинхус Минковский (1859-1924). При нём были записаны ноты множества синагогальных хоралов, благодаря чему сохранился мощный пласт музыкальной культуры. Труд синагогальных певчих оплачивался скромно, и они пользовались возможностью петь в хоре Оперного театра. Существовал даже анекдот, что по субботам и воскресеньям в Одесской опере спектакли не идут, так как в субботу половина хора поёт в синагоге, а в воскресенье вторая половина — в православном храме. После революции 1917 года синагогальным музыкантам пришлось переквалифицироваться. Так, певчий хора Бродской синагоги Вольф Кемпер стал артистом эстрады Владимиром Коралли, а также супругом знаменитой певицы Клавдии Шульженко. Бродская синагога была настолько «продвинутой», что в ней даже был установлен орган и обсуждалось создание хора девочек (из–за Первой мировой войны эту затею не успели претворить в жизнь).
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается

«Музыка всегда объединяла одесситов разного происхождения и разной культуры, — подчеркнул известный экскурсовод Владимир Чаплин. — У музыки есть замечательное качество: она не нуждается в переводе. Сколько поколений одесских детей прошло через скрипочку или через фортепиано! У нас в музее есть оригинальные ноты двух одесских капельмейстеров, это семейный клан Чернецких, где отец, сын и ещё несколько родственников писали музыку. Современники отмечали столичный уровень открытия Одесской консерватории. Важнейшим событием было формирование и становление школы имени Петра Соломоновича Столярского. Музыковед Анна Львовна Розен предоставила нам целый комплект фотографий Дунаевского, Ойстраха и других замечательных музыкантов с дарственными надписями».

Одесской песне посвящён раздел экспозиции, рассказывающий о творчестве Зингерталя, Утёсова и других исполнителей. Во время фашистской оккупации уцелели только те еврейские музыканты, которым удалось раздобыть документы либо о крещении, либо о другом происхождении.
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается

О династии Чернецких в музее рассказывают подробно. На Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года сводным оркестром руководил одессит Семён Александрович Чернецкий — военный дирижёр, композитор, педагог, один из создателей советского военного марша. Лауреат Сталинской премии второй степени, заслуженный деятель искусств РСФСР, генерал–майор, представитель целой династии российских и советских военных дирижёров. Её родоначальником стал Исаак Исаевич Чернецкий (1852-1908). В 1874-1878 годах он был капельмейстером 55-го Подольского пехотного полка, с которым участвовал в русско–турецкой войне. В ходе боёв за Шипку поднял полк в атаку, за что в августе 1877-го награждён орденом Святого Станислава III степени с мечами. Позже организовал санитарный отряд из музыкантов полка для выноса с поля боя раненых и убитых, за что был награждён орденом Святой Анны III степени с мечами. После войны — капельмейстер ряда полков в разных гарнизонах, с 1887 года — в Кишинёве, где в 1903 году был одним из организаторов самообороны во время еврейского погрома. Играл на альте в квартете кишинёвского отделения Русского музыкального общества. Помимо маршей «Голубая даль» и «Старинный марш», широкой известностью пользовалась мазурка Исаака Чернецкого.
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается
Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается

Его сын Лев Исаакович Чернецкий (1875 — не ранее 1940) рос в Кишинёве. Окончил музыкальное училище Общества изящных искусств при Императорском русском музыкальном обществе в Одессе. С 1892 года — капельмейстер армейских полков в Крыму и Одессе. В 1905 году принял участие в боевых действиях под Мукденом, руководил оркестром и работал на перевязочных пунктах (награждён серебряной медалью на Георгиевской ленте с надписью «За храбрость»). После войны продолжил службу капельмейстером в Одессе. Оркестр под его управлением записал несколько грампластинок. Мелодия марша Чернецкого «Дни нашей жизни» послужила основой для популярной песенки «По улице ходила большая крокодила». После Октябрьской революции эмигрировал с семьёй во Францию. С 1926 года вёл класс ансамбля духовых инструментов в Русской консерватории в Париже. «Оркестр русских военных инвалидов», организованный им в 1930 году, записал ряд грампластинок. Племянником Льва Исааковича был Семён Александрович Чернецкий, ставший в 1903 году капельмейстером 14-й артиллерийской бригады. В том же году во время еврейского погрома участвовал в организации самообороны, был тяжело ранен и потерял левый глаз.

Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается

Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается

Музей истории евреев Одессы представляет: музыка в переводе не нуждается

В 1918-м добровольно вступает в РККА и назначается начальником секции военных оркестров Петроградского окружного военного комиссариата, а затем инспектором военных оркестров Петроградского военного округа. Одновременно руководил сводным оркестром Петроградского гарнизона. В 1924 году он назначается Инспектором военных оркестров РККА, в 1926 году формирует сводный («тысячетрубный») оркестр Московского гарнизона, в 1928-м — симфонический оркестр Центрального дома Красной Армии. В 1935 году сформировал оркестр Наркомата обороны и руководил им до 1949 года. Его марши стали классикой и до сих пор поднимают боевой дух.

Источник

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0

Последние новости