П О Р А     Г О В О Р И Т Ь

Без компромиссов

Скандал в Измаиле: строящийся автосалон «заступил» на место старого еврейского кладбища

+ -
0

В Измаиле не утихают разговоры вокруг строительства автосалона Renault — работы ведутся на территории, близкой к той, где до середины прошлого века располагалось еврейское кладбище.

Противники этого процесса считают недопустимым возведение какого бы то ни было объекта «на человеческих костях».

После того, как данная тема была обозначена в местной прессе, мэр города Андрей Абрамченко заявил журналистам, что на спорном месте никогда не было кладбища, а располагалось оно (якобы, по словам старожилов) на 70-100 метров дальше в сторону улицы Чехова. Также мэр заявил, что в городе нет документов, которые позволили бы обозначить точные границы разрушенного погоста.

Наверное, эту информацию можно было принять на веру, если бы не то обстоятельство, что на месте строительства автосалона местный журналист сфотографировал две вырытые могильные плиты с надписями на иврите. После того, как он предложил музею А.В. Суворова забрать находку, плиты бесследно исчезли.

При этом рабочие на стройплощадке, со слов мэра, утверждают, что никаких артефактов они и не видели…

Мы решили провести собственное расследование, чтобы выяснить, заходит ли участок земли, выделенный под строительство автоцентра, на территорию бывшего еврейского кладбища.

РАСШИРИЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ВЫСТАВКУ

Предупреждая высказывания некоторых читателей о том, что не пустовать же земле, где давным-давно нет кладбища, скажем, что в данном случае тема уходит строго с морально-этическую плоскость, где неприглядные деяния законом не караются, а лишь демонстрируют нравственные ценности личностей, имеющих к происходящему непосредственное отношение.

Но сначала краткая история старого еврейского кладбища в Измаиле. Предположительно, появилось оно в середине ХІХ века. В КП «Измаильский архив» нам удалось найти официальный документ о закрытии и переносе еврейского кладбища.

Решение №1197, датированное 14 ноября 1951 года, было принято Измаильским исполкомом городского совета в связи с необходимостью расширения сельскохозяйственной выставки, которая на тот момент размещалась рядом.

Документ гласил: прекратить захоронения с 1 декабря 1951 года, а по истечении полугода (с 1 мая 1952 года) кладбище подлежало ликвидации. При этом горожанам предоставлялась возможность перезахоронить своих родственников на новом еврейском кладбище, под которое был выделен земельный участок размером 2500 кв. м в районе пригорода Кавказ. Улица тоже носила название Кавказ (теперь она Тихая). До местных жителей информация доносилась через местную печать.

Прежде чем перезахоронить останки, родственникам усопших необходимо было написать заявление в городской совет и получить соответствующее разрешение. Судя по документам, ликвидация еврейского кладбища проходила не совсем типичным образом.

Дело в том, что согласно порядку об устройстве, закрытии и ликвидации кладбищ полное уничтожение закрытых кладбищ и использование под хозяйственные нужды разрешалось лишь по истечении 20 лет с даты последнего захоронения — для участков с сухой почвой и 30 лет - с сырым грунтом. В данном же случае с момента последнего захоронения до ликвидации кладбища насчитывалось всего шесть месяцев…

Кстати, если верить документам, то могло случиться и так, что измаильчанам не дали бы перезахоронить останки родственников на новое место, и им пришлось бы ограничиться лишь перевозкой надгробий.

Дело в том, что тогдашний главврач санэпидемстанции Гордиенко, ссылаясь в своем заключении на Сборник важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам (1949 года издания), пытался убедить отцов города, что перенос трупов невозможен.

Однако в Порядке ликвидации кладбищ был маленький нюанс, сыгравший главную роль в этом немаловажном вопросе: во-первых, досрочная ликвидация действующих кладбищ допускалась в случае государственной или местной надобности, а во-вторых, в таком случае по ходатайству родственников или других заинтересованных лиц разрешалось перенесение тел умерших на новое место.

Так измаильским евреям разрешили перенести останки близких вместе с надгробиями. Но данным правом воспользовались не все: вероятно, это связано было с определенными затратами.

Из документов следует, что от измаильских евреев поступило 68 заявлений с просьбой разрешить перезахоронение родственников, и было дано разрешение на перенесение 101 надгробия вместе с останками.

Сам процесс происходил с 18 по 30 апреля 1952 года. Комиссию по перезахоронению возглавлял заместитель председателя горисполкома Грушевский. Главврачу санэпидемстанции предписывалось осуществлять врачебный надзор, а также дезинфицировать могилы и трупы на обоих кладбищах.

Старые надгробия, перенесенные в 1952 году, можно и сегодня увидеть на так называемом «новом» еврейском кладбище, где они занимают несколько рядов.

Старожилы вспоминают, что к концу своего существования старое еврейское кладбище имело достаточно неухоженный вид и густо заросло травой.

Измаильчанин Анатолий Пойда, проживающий неподалеку от спорного места с 1939 года, помнит это кладбище хорошо.

«У нас в семье был ослик, он часто убегал, и мы, дети, вынуждены были бегать искать его, в том числе и среди еврейских могил,- вспоминает Анатолий Пойда. — Захоронения были необычными — бетонными и напоминали перевернутые корыта. На моей памяти после войны похорон было не много – приблизительно по 2-3 раза в год. Предавали земле покойных по-особому – родственники и друзья стояли у могилы и громко пели. Помнится, что ближе к сторожке смотрителя кладбища Мойши находились захоронения более знатных евреев. Но само кладбище было уже старое, и казалось, что оно отживает свой срок. Ухоженным его назвать было нельзя. Если же говорить о нынешнем строительстве автосалона, то я уверен, что огороженная для этого территория частично «заступает» на бывшее кладбище».

Судя из документа архива, возможностью переноса останков на новое кладбище воспользовались не все. Предположительно захоронений здесь было чуть более двухсот (об этом нам сообщили члены местной еврейской общины), а перенесли около 50 процентов могил. Прах остальных так и остался здесь.

После переноса территория была обозначена как парк Богдана Хмельницкого. Но благоустройством особо никто не занимается — здесь, в основном, пасутся коровы и козы.

Оставшиеся могильные плиты со временем исчезли: одни говорят, что территорию кладбища разровняли бульдозером, другие утверждают, что когда-то видели выброшенные памятники с надписями на иврите на мусорной свалке. Во всяком случае, сейчас на бывшем кладбище можно увидеть разве что случайные обломки могильных плит.

В завершение рассказа об истории еврейского кладбища стоит отметить еще один момент: время, когда было принято решение о его переносе и ликвидации, совпадало с периодом антисионизма в Советском Союзе. Поэтому неудивительно, что еврейское кладбище – по сути, место захоронения на тот момент «врагов народа» — было перенесено на окраину города, подальше от людских глаз…

ГРАНИЦЫ КЛАДБИЩА ЕСТЬ

Разбирая архивы, мы точно выяснили, что информация чиновников о невозможности определить границы, не соответствует действительности — границы старого еврейского кладбища есть и очень четкие.

В фондах Измаильского историко-краеведческого музея Придунавья мы нашли карту Измаила 1950 года. Это довольно подробный документ, позволяющий произвести соответствующие измерения на местности. Ценность карты еще и в том, что составлена она буквально за полтора-два года до ликвидации кладбища, то есть границы его здесь максимально точны.

Итак, на карте Измаила 1950 года отчетливо видны два участка, обозначенных пунктирными линиями и подписанных «Кладб. (евр.)». Расположены они между проспектом Суворова (ориентировочно угол ул. Репина) и улицей Чехова.

Участок, что ближе к проспекту Суворова, – размером приблизительно 80 на 80 м, второй, в 30 метрах в сторону ул. Чехова – почти 60 на 60 метров. Между ними проходит узкая балочка, которая просматривается и сегодня.

Конечно, за почти 70 последних лет Измаил сильно изменился, однако некоторые объекты все же сохранились, и именно к ним мы попытались сделать привязку, производя измерения на местности.

Первое, это развязка улиц Некрасова и Чехова, а также проспект Суворова. Второе, это дом, в котором жил смотритель кладбища. На него мы и ориентировались. Карта показала нам, что на кладбище в свое время находился колодец, и эта точка была бы самой удобной для дальнейших расчетов. Поэтому мы постарались найти место расположения колодца. И сделать это удалось благодаря привязке к еще одному сохранившемуся объекту – саманному домику, расположенному через дорогу со стороны проспекта Суворова.

Так что место прежнего колодца мы разыскали, сейчас оно засыпано мусором и землей. В определении места нахождения нам, кстати, помогли люди, которых в Измаиле (да и не только) обычно именуют «черными археологами». Всего было сделано несколько движений – на пару штыков лопаты — и в месте, на которое указывала карта, обнажились глиняные стенки, как мы понимаем, в прошлом кладбищенского колодца. От найденной точки, а также от саманного дома и бывшего дома смотрителя мы начали отсчет к углам и сторонам ограждения нынешнего строительства.

Итак, на карту 1950 года (с учетом масштаба) с помощью компьютерной программы мы нанесли (красным цветом) границы территории будущего автосалона. Заштрихованная красным цветом часть юго-восточного угла строительной площадки – это участок кладбища, который, по нашему мнению, попадает на территорию строительства. По площади он сравнительно небольшой – порядка 200 кв. м.

Хочется обратить внимание на то, что в качестве аргумента, будто под автосалон город выделил участок, не имеющий отношения к бывшему кладбищу, в мэрии сообщили, что на площадке были выполнены инженерно-геологические изыскания: вырыты траншеи глубиной 2,8 м общей протяженностью 120 метров. При этом оказалось, что грунт участка однородный, то есть в нем никаких захоронений производиться не могло. Не было обнаружено также никаких могильных артефактов.

Мы решили лично побывать на стройплощадке и убедиться в этом. Попав на территорию, выяснили, что раскопки на стройплощадке действительно производились – но… только в западной части, то есть там, где кладбища (судя по карте) в самом деле никогда не было. В юго-восточной же части такие работы не выполнялись – во всяком случае, вся «заштрихованная» у нас на карте территория сейчас засыпана грунтом. И надо полагать, именно здесь никто и не копал.

Мы узнали также, что само здание автоцентра будет расположено непосредственно в том месте, где велись раскопки, то есть в западной части, с восточной же стороны разместится стоянка машин.

…Что же касается самих евреев, проживающих в Измаиле, то комментировать происходящее представители местной общины отказались, направив нас к вышестоящему руководству — в Одесскую общину ХаБаД. В секретариате областной организации ответили, что пока никаких конкретных сведений о строительстве автосалона на территории бывшего еврейского кладбища им не поступало. И если в прессе появится какая-либо информация об этом, тогда руководство организации будет думать, как реагировать.

Источник

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0

Последние новости
1-е туристичечкое агенство